Урок 68. Смысловые группы наречий
Цели: систематизировать знания учеников о значении наречий; расширять речевую компетентность.
Методические приемы: повторение изученного, объяснения учителя, работа с таблицами, тренировочные упражнения.
Ход урока
I . Проверка домашнего задания
1. Беседа по вопросам.
Какие значения слова наречие вам известны?
Охарактеризуйте наречие как часть речи.
На какие вопросы отвечают наречия?
Какова обычная роль наречий в предложении?
С какими частями речи могут сочетаться наречия?
Есть ли общие грамматические признаки у наречий и имен прилагательных?
Что общего у наречий и деепричастий?
2. Упражнение 199: проверка по цепочке; устный ответ на во прос о значении наречий в тексте.
II . Изучение темы «Смысловые группы наречий»
1 , Слово учителя.
Наречия широко применяются в нашей речи. В зависимости от значений наречия делятся на несколько смысловых групп.
–  О чем говорят наречия? (О том, как, когда, каким образом,
   по какой причине и какой целью происходит действие.) 
Задание: запишите значения наречий в виде таблицы, пользу ясь свои знаниями и материалом учебника. Примеры подберите самостоятельно.
2. Составление таблицы.
| 
 Значения  | 
 Вопросы  | 
 Примеры  | 
| 
 1. Образ действия  | 
 как? каким образом?  | 
 умело  | 
| 
 2. Время  | 
 когда? с каких пор? до каких пор?  | 
 утром, издавна, беско нечно  | 
| 
 Значения  | 
 Вопросы  | 
 Примеры  | 
| 
 3. Место  | 
 где? куда? откуда?  | 
 везде, налево, справа  | 
| 
 4. Причина  | 
 почему?  | 
|
| 
 5. Цель  | 
 зачем? с какой целью?  | 
 нарочно, нечаянно, назло  | 
| 
 6. Мера  | 
 сколько? во сколько раз? на сколько? в какой сте пени? в какой мере?  | 
 дважды, втрое, намного, чрезвычайно, совершенно.  | 
III. Выполнение упражнений
Упражнение 202: устно.
Упражнение 204: комментированное письмо.
Упражнение 205: дополнить таблицу примерами из упраж нения.
Упражнение 206: комментированное письмо.
IV . Работа с таблицей наречий, указывающих на признак
Существуют наречия, которые не называют признаки, а только указывают на них.
Прочитаем стихотворение Маршака (упражнение 97). – На какие признаки указывают наречия? Систематизируем группы таких наречий, составив таблицу:
| 
 Указательные  | 
 здесь, там, тут, туда, оттуда, тогда  | 
| 
 Неопределенные  | 
 где-то, куда-то, где-нибудь, кое-где, кое-как  | 
| 
 Вопросительно-отно сительные  | 
 где, когда, куда, зачем, как, почему  | 
| 
 Отрицательные  | 
 никак, негде, нигде, некуда, никуда, некогда, никогда, незачем, нипочём, ничуть, нисколько  | 
Упражнение 207: выразительное чтение, отнесение наречий к группам, указывающих на признаки. Комментарий. Маршак обыгрывает слова вполголоса и в два голоса. Найдем значения слов в словаре. Наречие вполголоса значит негромко; в два голоса значит пар тия на два голоса в музыкальном произведении.
[ V . Работа над речевыми нормами
Упражнение 209: вместо слова обратно необходимо употребить S слово опять (снова).
Домашнее задание
1. § 33.
Упражнения 208, 210.
Творческая работа: сочинение по картине И. Попова «Первый снег» (упражнение 211).
			
		











