Урок 73. Буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий

0
9

Урок 73. Буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий

Цели: закрепить навыки правописания приставок ней ни с ме­ стоимениями; показать условия выбора приставок не и ни с наре­ чиями; развивать навыки монологической речи.

Методические приемы: лингвистический разбор, словарная работа, тренировочные упражнения, составление устного рассказа по опорным словам.

Ход урока

I . Лингвистическая разминка

Записать предложение под диктовку, сделать его синтаксиче­ ский разбор.

Карлик сел за стол иук…зал (на)место (на)против. (В. Пелевин.) (Карлик сел за стол и указал на место напротив. В данном предложении наречие напротив выступает в роли определения: место какое? – напротив.)

П. Проверка домашнего задания

Беседа по вопросам упражнения 226. В это время трое учеников выполняют у доски морфологический разбор слов ста и выпущена; синтаксический разбор первого предложения.

Комментарий. Варианты заголовка: «Изобретение почтовой марки», «История почтовой марки». Основная мысль текста: каждая привычная вещь имеет свою историю, является плодом творческого труда человека.

Наречия, образованные приставочным способом: затем, назад, вовсе.

III . Изучение темы «Буквы еиив приставках не- и ми- отрицательных наречий»

Объяснительный диктант (повторение изученного). Некто, ничем, никакой, никому, нечто, никем, некоторый, никто, несколько, ничто, некого, нисколько, нечем, никого, некому, некем.

Отрицательные местоимения образуются приставочным спосо­ бом; написание приставок не и ни зависит от ударения.

Задание: попробуйте образовать от данных вопросительных наречий отрицательные наречия.

Где, куда, когда, зачем: негде, некуда, некогда, незачем; нигде, никуда, никогда.

. Вывод: в отрицательных наречиях, так же как в отрицатель­ ных местоимениях, приставка не- пишется под ударением, ни- – без ударения.

IV . Выполнение упражнений

1. Упражнение 227: комментированное письмо.
Примечание: в: рамке на с. 106 приведено написание наречия

нимало. Напомним, что существует слово-омофон (одинаково слы­ шится) немало. Разница в значении слов очевидна в контексте:

Он нимало не смутился, когда его уличили во лжи. {Нима­ ло – ничуть, нисколько.)

Немало пришлось сделать, чтобы завоевать уважение к себе. {Немало много.)

Упражнение 228: самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой.

Упражнение 232 (развитие речи): обсуждение темы возмож­ного высказывания по ключевым словам; составление устного рас­ сказа; выступления учеников.

Домашнее задание

§ 37.

Упражнение 229: письменно.

Упражнение 231: устно (подготовка к диктанту).

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь