Урок 71. Слитное и раздельное написание не с наречиями на -о и -е

0
29
информация

Урок 71. Слитное и раздельное написание не с наречиями на -о и -е

Цели: показать условия написания не с наречиями на и -е; сопоставить данное правило с правилами написания не с другими частями речи.

Методические приемы: подготовленный диктант, объяснения учителя, повторение пройденного, тренировочные упражнения.

Ход урока

I . Лингвистическая разминка

Диктант по памяти (по упражнению 218).

П. Проверка домашнего задания

Морфологический разбор наречий из упражнения 218 (по выбору) – на доске и в тетрадях.

Чтение и анализ нескольких творческих работ – сочинений- рассуждений на тему «Прозвища».

III . Изучение темы «Слитное и раздельное написание не с наречиями на и -е»

1. Объяснительный диктант (повторение пройденного).
Нелепое обвинение; проявление невоспитанности; негромкая

– музыка; непростительная оплошность; немалый вклад; ничуть не трудный; не сладкие, а кислые ягоды; вовсе не занимательный; неясная цель; неуклюжая походка; отвергнуть с негодованием.

2. Эвристическая беседа.

В каких частях речи встретилась орфограмма с не в объяс­ нительном диктанте? (В именах существительных и прила­ гательных.)

В каких случаях не пишется слитно, а в каких раздельно в этих частях речи? (Случаи слитного написания с не: не употреб­ляется без не, нет противопоставления, нет усилительных слов, можно заменить синонимом без не. В остальных слу­ чаях не пишется раздельно.)

Образуйте наречия, однокоренные прилагательным объясни­ тельного диктанта. Запишите в два столбика.

нелепый нелепо

невоспитанный невоспитанно

негромкий негромко

непростительный непростительно

немалый немало

ничуть не трудно не сладко, а кисло вовсе не занимательно неясно

ничуть не трудный не сладкие, а кислые вовсе не занимательный неясный

неуклюжий неуклюже

Какие наречия образуются от прилагательных? (Наречия на -о, -е.)

Необходимо ли отдельное правило написания не с наре­ чиями на и el (Нет, оно такое же, что и для прилага­ тельных.)

IV. Выполнение упражнений

Упражнение 219: устно.

Упражнение 220: выполняется по вариантам. 1-й вариант выписывает слова с не, которое является частью корня и находит примеры слов, состав которых соответствует приведенным в учеб­ нике схемам; 2-й вариант выписывает слова с приставкой не-; 3-й вариант – с частицей не.

После выполнения на доске открывается запись, по которой ученики самостоятельно проверят свою работу:

Слова с не – частью корня

Слова с приставкой не-

Слова с частицей не

Выполнить небрежно

Сделать неаккуратно, неопрятно, неумело

Пришить не крепко, а слабо

Поступить нелепо

Пришить пуговицу некрепко

Взглянуть не доверчиво, а с подозрением

Высказываться негодующе

Посмотреть недоверчиво, недовольно, недруже­ любно

Говорить нисколько

не весело, совсем не громко,

далеко не ласково

Излагать мысли непосле­ довательно, несвязно

Произнести не громко, а тихо

Взлететь невысоко

Взлететь не высоко, а низко

Вырыть неглубоко

Взлететь совсем не высоко

Нешироко приоткрыть глаза

Ничуть не радостно

К заданию 1-го варианта (слова, состав которых соответствует приведенным в учебнике схемам): приоткрыть, непоследователь­ но, сделать.

Домашнее задание 1- § 36.

2. Упражнение 221: письменно.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь