Урок 72. Практикум «Слитное и раздельное написание не с наречиями на -о и -е»

0
671
хакер

Урок 72. Практикум «Слитное и раздельное написание не с наречиями на -о и -е»

Цель: закрепить навыки правописания не с наречиями на и -е, правописания не с другими частями речи.

Методические приемы: лингвистический разбор, графический диктант, индивидуальные задания, словарная и орфоэпическая ра­ бота, тренировочные упражнения.

Ход урока

I . Лингвистическая разминка

Задания: записать предложения под диктовку, определить сло­ ва в сравнительной степени как части речи, указав их начальную форму, и как члены предложения.

Олимпийский девиз гласит: «Быстрее, выше, сильнее!»

Всё слабее запах очага и дыма, молока и хлеба… (Б. Окуд­ жава.)

Будь проще, и к тебе потянутся люди.

Давайте чаще встречаться.

Комментарий. К предложению № 1: Быстрее, выше, сильнее –наречия в сравнительной степени. Быстро, высоко, сильно. Прямая речь не является членом предложения.

К предложению № 2: Всё слабее – прилагательное в сравнитель­ ной степени. Слабый. В предложении является сказуемым.

К предложению № 3: проще – прилагательное в сравнительной степени. Простой. В предложении является частью сказуемого {будь проще).

К предложению № 4: чаще – наречие в сравнительной степени. Часто. В предложении является обстоятельством.

Чтобы доказать принадлежность слова к определенной ча­ сти речи, надо определить, от какого слова оно зависит, на какой вопрос отвечает:

Как? (как делают олимпийцы?) – быстро, высоко, сильно; бы­ стрее, выше, сильнее – наречия.

Запах каков? Слабый, слабее – прилагательное.

Ты будь каков? Будь простым, будь проще – прилагательное.

Надо встречаться как? часто, чаще – наречие.

II. Проверка домашнего задания

Рассказать о правописании не с наречиями на и -е.

Упражнение 221: проверка по цепочке; в это время два уче­ ника выполняют у доски фонетический разбор слова легко и мор­ фологический разбор слова что.

Комментарий. Обратим внимание на слово что. Его обязатель­ но надо рассматривать в контексте. Это не союз, а относительное местоимение. В предложении является подлежащим.

III . Практическая работа

1. Графический диктант.

Неясно мыслит; немало испытал; не дружелюбно, а враждебно; неряшливо одет; неплохо выглядит; вовсе не глупо; несвязно излага­ ет; отнюдь не талантливо; расположились невдалеке; небрежно сделано; сработано не мастерски; ущелье не широко, а узко; не­искренне говорить; неласково смотреть; ничуть не глубоко; не­уверенно отвечать; нисколько не громко; расположен не вблизи; поступить несправедливо; искать не здесь; сказать не сразу.

(Ключ: +, +, – +, +, -,+,-, +, +, -, – +, +, -, +, – – +, _ -.)

2. Выполнение упражнений.
Упражнение 222: комментированное письмо.
Упражнение 223: самостоятельная работа с последующей взаи­ мопроверкой.

Упражнение 224: чтение и обсуждение.

Комментарий. Поясним, что слова лепый, лепо, лепота суще­ ствовали в древнерусском языке и означали примерно следующее: красивый (ладный, приятный), красиво, красота. В современном языке сохранились лишь слова с приставкой: нелепый, нелепость. Бывшая приставка сейчас рассматривается как часть корня. На­ помним, как царь, герой фильма «Иван Васильевич меняет про­ фессию», попав в новую Москву, восхищается видом столицы: «Лепота!».

Упражнение 225: самостоятельная работа.

IV . Индивидуальные задания

(Выполняются у доски, потом обсуждаются в классе.)

1. Вставить пропущенные буквы и знаки препинания; раскрыть
скобки, сделать синтаксический разбор предложения.

Еще (не)веря (не)жда(н, нн)ойудач… он в(з, с)карабкался по ступенькам автобуса. (Б. Акунин.)

(Еще не веря нежданной удаче, он вскарабкался по ступенькам автобуса.)

2. Вставить пропущенные буквы; раскрыть скобки; выписать
все словосочетания.

(Не, ни)знакомый парень (в)развалочку двинулся прямо на него. (Незнакомый парень вразвалочку двинулся прямо на него. Незнакомый парень; вразвалочку двинулся; двинулся на него; двинулся прямо.)

IV . Словарная и орфоэпическая работа

Выписать слова в рамках на с. 104—105; придумать предложения с этими словами, используя наречия.

Возражение, поражение, почтальон, квитанция, штемпель [ду], конверт [в’].

Домашнее задание

§36.

Упражнение 226: письменно.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь