Урок 69. Степени сравнения наречий

0
705
информатика

Урок 69. Степени сравнения наречий

Цели: показать способы образования степеней сравнения на­ речий, научить различать степени сравнения наречий и степени сравнения прилагательных.

Методические приемы: повторение изученного, объяснения учителя, работа с таблицей, конструирование предложений, тре­ нировочные упражнения.

Ход урока

I . Лингвистическая разминка Игра «Четвертый лишний»

Трижды, третий, втрое, втроем.

{Третий – числительное, остальные слова – наречия.)

Вдали, справа, прочтя, близко.

{Прочтя – деепричастие, остальные слова – наречия.)

Вчера, вечером, скоро, резво.

{Резво – наречие образа действия, остальные – наречия времени.)

П. Проверка домашнего задания

1. Вопросы.

Какие смысловые группы наречий вы знаете?

Расскажите о группах наречий, указывающих на признак, но не называющих его.

Упражнение 208: проверка по цепочке, в это время на доске ученик выполняет фонетический разбор слова здесь.

Упражнение 210: повторение способов связи между предло­ жениями. Пока идет разбор упражнения, ученик на доске выполняет морфологический разбор слова покосившейся.

Комментарий. Связь внутри каждой из трех пар предложений цепная {холм там; село — туда; … – здесь).

4. Чтение и анализ нескольких творческих работ – сочинений
по картине И. Попова «Первый снег» (упражнение 211).

III . Изучение темы «Степени сравнения наречий»

1. Беседа по вопросам.

Какая часть речи имеет степени сравнения? (Имя прилага­ тельное.)

Все ли прилагательные имеют степени сравнения? (Нет, только качественные прилагательные.)

Какие степени сравнения прилагательных вы знаете? (Срав­ нительную и превосходную; каждая из них имеет простую и составную формы.)

2. Работа с таблицей.

Задание: заполните таблицу степеней сравнения прилагатель­ ных своими примерами. (На доске открывается заранее начерченная таблица, куда вносятся примеры.)

Степени сравнения качественных прилагательных

Примеры

простая сравнительная

длиннее, дороже, чище, щедрее

составная сравнительная

более чёткий, менее усталый

простая превосходная

добрейший, крепчайший, премудрый, наилучший

составная превосходная

самый умный, наиболее чистый, мужественнее всех (всего)

3. Конструирование предложений.

. – Составьте предложения с прилагательными в простой срав­ нительной степени. Пропустите после каждого предложения строчку.

(Дорога оказалась длиннее, чем мы ожидали.

Что может быть дороже дружбы?

После грозы небо казалось ещё чище, чем раньше.

Эта осень оказалась щедрее на грибы, чем предыдущая.)

4. Объяснение темы «Степени сравнения наречий».

– Запишем в свободные строки предложения:
Учитель объяснял, на мой взгляд, длиннее, чем следовало.
Обычно в магазине товары продают дороже, чем на рынке.
Квартира к приходу гостей вымыта чище, чем обычно.

По сравнению с апрелем, в мае солнце дарило свои лучи щедрее. Вопросы и задания:

Определите начальную форму слов в сравнительной степени в каждой группе предложений. К какой части речи относятся слова каждой группы? (Первая группа: длинный, дорогой, чистый, щедрый – прилагательные. Вторая группа: длинно, дорого, чисто, щедро – наречия.,)

Как образованы эти наречия? (Они образованы от качест­ венных прилагательных.)

Вывод: наречия, образованные от качественных прилагательных могут иметь степени сравнения.

5. Изучение теоретического материала учебника.

Ученики самостоятельно читают § 34 (с. 98, 100), уточняя вывод.

6. Вопросы на усвоение материала.

Что вы узнали о степени сравнения наречий, прочитав мате­ риал учебника? (Степени сравнения могут иметь наречия на -о (-е), образованные от качественных прилагательных.

У наречий две степени сравнения – сравнительная и превосход­ ная. Сравнительная степени имеет простую и составную формы; превосходная – обычно имеет составную форму.

Сравнительная степень наречия является обстоятельством, от­ носится к глаголу и отвечает на вопрос как?)

IV. Выполнение упражнений

Упражнение 212: комментированное письмо.

Упражнение 213: самостоятельная работа, консультации учи­ теля.

Домашнее задание

§34.

Упражнение 214: письменно.

Упражнение 215: устно (подготовка к диктанту).

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь