Урок 80. Буквы о и а на конце наречий

0
52
физика

Урок 80. Буквы о и а на конце наречий

Цели: показать условия выбора правописания о и а на конце наречий; повторить способы образования слов.

Методические приемы: лингвистический разбор, тренировоч­ ные упражнения.

Ход урока

I . Лингвистическая разминка

Задание: раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы, рас­ ставить знаки препинания, сделать синтаксический разбор предло­ жения, написанного на доске; объяснить правописание наречий.

Завещ…я собра(н, нн)ую им ко(л, лл)екцию к…ртинру(с, сс)ких художников Москве Павел Михайлович Третьяков писал Для меня ист…(н, нн)о и плам…(н, нн)о люб…щего ж…вописъ (не, ни) мо­ жет бытълу…шегож…лания как пол…жить нач…ло обществе(н, нн)ого всем доступного хранилищ… изящ…ных иску(с, сс)тв при- носящ…го многим пользу, всем уд…вольствие.

Дополнительное задание: сделать морфологический разбор слова лучшего.

Наречие

(Завещая собранную им коллекцию картин русских художни­ ков Москве, Павел Михайлович Третьяков писал: «Для меня, ис­ тинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, приносящего многим пользу, всем удовольствие».)

II. Проверка домашнего задания

Рассказать о правописании о и е после шипящих на конце наречий.

Упражнение 243: проверка по цепочке.

III . Изучение темы «Буквы о и а на конце наречий»

1. Работа с теоретическим материалом учебника (§41,
с. 112-113): рассмотреть таблицу, ответить на вопросы, дополнить
таблицу своими примерами.

2. Комментарий: надо учитывать, что приставка из- имеет ва­ риант с глухой согласной – ис-.

В каких случаях возможна такая приставка? (Когда после приставки следует глухая согласная: искоса, исчерна.)

Почему в словах исправно, доходчиво, современно на конце пишется о? (Эти слова образованы от прилагательных с при­ ставками: исправный, доходчивый, современный.)

IV. Тренировочные упражнения

Упражнения 245, 246: комментированное письмо.

Упражнение 247: самостоятельная работа; морфологический разбор слова расположиться выполняется на доске и в тетрадях.

3. Упражнение 248: подготовка к изложению.
Комментарий. Слова, с помощью которых выражается отно­ шение к персонажам и их действиям:

яростно (собака), маленький, взъерошенный, жалобно (коте­ нок), поспешно, сердито, гневно (женщина).

Как называются эти слова с точки зрения художественной выразительности? (Эпитеты.)

Почему эпитеты отсутствуют в описании мальчиков? (Маль­ чики бездействуют, равнодушно ждут, что произойдет. Поэтому автор не наделил этих героев эпитетами.)

V. Изложение с творческим заданием

Домашнее задание

Прочитать § 41.

Упражнение 249: подготовка к описанию картины Е.Н. Ши­ рокова «Друзья».

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь