Цель: 1. Формирование знаний о падежах в русском языке
2. Развитие коммуникативной компетентности обучающихся
3. воспитание интереса к предмету
Ход урока
Оргэтап
Отчет дежурного
Я (Ф.И. учащегося ) дежурная по классу. Мне …. лет, я учусь в 5 «Б» классе. Сегодня на уроке присутствуют все, отсутствующих нет.
Сегодня октября, день недели – . Погода сегодня_____________.
Этап проверки домашнего задания
Примечание. Учебник Жанпеисова У.А.Кожакеева Ш.Т. Русская речь: учебник для 5 класса общеобразовательных школ с казахским языком обучения. 3-е издание, доработанное. – Алматы: Атамура, 2010. – 256
Упражнение № 234
Этап проверки знаний
Работа с карточками
Запишите слово в единственном числе. Выдели окончание.
Письма, орехи, огурцы, осины, крылья, помидоры, комнаты, ракеты, болота,перья, минуты, овощи, обезьяны, мячи, голуби, ручьи, гнёзда, деревья.
Этап подготовки к активному усвоению знаний
Прочитайте слова.
Кот, котик, кошечка, котенок, кошачий, котята.
– Что общего у этих слов? Как называются такие слова? (однокоренные) С помощью чего они образовались?
– Какое слово может быть лишним? (кошачий – прилагательное, котята – множественное число)
Послушайте стихотворение.
– Прочитайте стихотворение, изменяя слово кот по смыслу в каждом предложении.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем слово «кот» склонять.
У норы добычи ждёт,
Притаившись, серый… (кот).
Мышь осталась без хвоста,
Вырываясь от… (кота).
А теперь и за версту
Не приблизится к… (коту).
Крыса старая – и та,
Видя грозного… (кота),
Удерёт в нору, под дом,
Чтоб не встретиться с… (котом).
Там сидит и в темноте
Вспоминает о… (коте).
2. Повторение понятий «склонение», «падеж».
– Как изменялось слово кот в стихотворении? (По вопросам, то есть по падежам.)
– Какая часть слова при этом изменяется? (окончание.)
– Что значит – склонять слово? (изменять по падежам.)
– Сколько падежей в русском языке? Назовите их.
– Прочитайте стихотворение, изменяя слово кот по смыслу в каждом предложении.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем слово «кот» склонять.
У норы добычи ждёт,
Притаившись, серый… (кот).
Мышь осталась без хвоста,
Вырываясь от… (кота).
А теперь и за версту
Не приблизится к… (коту).
Крыса старая – и та,
Видя грозного… (кота),
Удерёт в нору, под дом,
Чтоб не встретиться с… (котом).
Там сидит и в темноте
Вспоминает о… (коте).
Запишем
кто? кот
от кого? от кота
к кому? к коту
кого? кота
с кем? с котом
о ком? о коте
– Как изменялось слово кот в стихотворении? (По вопросам, то есть по падежам.)
– Какая часть слова при этом изменяется? (окончание.)
– Что значит – склонять слово? (изменять по падежам.)
– Сколько падежей в казахском языке? Назовите их.
А сколько падежей в русском языке, мы сегодня и узнаем
5. Этап объяснения новой темы
Параграф № 27.
Чтение, конспект в тетрадь для правил
Изменение имен существительных
Чтобы имя существительное могло в разговоре (или на письме) правильно соединяться с другими словами, образуя предложения, оно имеет возможность менять свои окончания. В разных случаях, отвечая на разные вопросы, существительное применяет разные окончания.
Такое изменение имен существительных называется изменением по падежам.
В русском языке шесть падежей. У каждого падежа свои вопросы:
Название падежа |
Вспомогательное слово |
Падежные вопросы |
именительный |
Существует |
кто? что? |
Родительный |
Нет |
кого? чего? |
Дательный |
Дать |
кому? чему? |
Винительный |
Вижу |
кого? что? |
Творительный |
Доволен |
кем? чем? |
Предложный |
Думаю |
О ком? о чем? |
Перейти по зеленой кнопке.
Физминутка.
Мы сейчас все дружно встанем
(Дети встают)
И немножко отдохнем.
(Потягиваются)
Вправо, влево повернитесь,
(Повороты)
Наклонитесь, поклонитесь!
(Наклоны)
Руки вверх и руки вбок,
(Движения руками)
И на месте прыг да скок!
(Прыжки на месте)
А теперь бегом вприпрыжку.
(Бег на месте)
Молодцы вы, ребятишки!
6. Работа с текстом
Чтение текста о падежах. Упражнение 235. сначала учительское, потом ученическое по цепочке.
Упражнение № 238 у доски. Списать, вставляя окончания. Выделить окончания. Определить падеж
Игра на внимание: я назову слово, если оно женского рода- садятся за парты девочки, если мужского – мальчики, если среднего – все.
Стена, пенал, шкафы, солнце, тетради, линейка, цветы, книги, платье.
Чтение текста из упражнение 240
Работа по вопросам
Составьте словарь на тему: «Магазин игрушек», «Продуктовый магазин», «Магазин бытовой техники»
Этап рефлексии
Этап оценивания
Этап информированности о домашнем задании. Падежи выучить. Упражнение № 242. составить из данных слов предложения, вставляя там, где необходимо предлоги