Тема: Прямое и переносное значение слов

0
364
общество

Цель:

1. формирование знаний о таких понятиях как «прямое и переносное значение слов»

2. Развитие коммуникативной компетентности

3. воспитание интереса к предмету

Ход урока

  1. Оргэтап

  2. Этап проверки домашнего задания

Примечание. Учебник Жанпеисова У.А.Кожакеева Ш.Т. Русская речь: учебник для 5 класса общеобразовательных школ с казахским языком обучения. 3-е издание, доработанное. – Алматы: Атамура, 2010. – 256. Упражнение

  1. Этап проверки знаний

Работа с карточками

1 уровень.

Списать, вставив пропущенные буквы.

Встреч…, пуш…нка, ч…чело, угощ…ть, беж…т, груш…, коч…н, гущ…, кувш…н.

2 уровень.

Запишите, раскрывая скобки.

Решить (задача), позвонить (врач), проворные (стриж), душистые (ландыш), я (молчать).

3 уровень.

Спешите, вставляя пропущенные буквы. В конце предложений ставьте точку.

Малыш… ходили в рощ… там озеро у берега кач…лись камыш… над водой летали ч…йки и стриж….

Этап подготовки к активному усвоению знаний

Чтение стихотворения Абая «Осень»

Скажите, что сделали тучи в стихотворении?

Что делает осень?

Что делают деревья?

С чем Абай сравнивает ветки деревьев?

В каком значении употреблены эти слова?

Прочитайте два стихортворения об осенних кленах из упражнения № 102

Кто умеет плакать? Могут ли плакать деревья?

О каких листьях говорят – золотые?

Когда деревья можно назвать серебряными?

Эти слова употреблены здесь в переносном значении

Слово учителя

Многозначные слова имеют прямые и переносные значения.

Прямое значение слова — это его основное лексическое значение. Например, слово воет обозначает звуки, производимые волком: Волк воет.

Переносное значение слова — это его вторичное значение, которое возникло на основе прямого и связано с ним по смыслу, например: Ветер воет.

Часто в переносном значении употребляются названия животных: зайчишкой называют трусливого человека, лисой — хитрого, ослом или бараном — глупого, медведем или слоном — неуклюжего, львом — смелого, отважного.

Уместное употребление слова в переносном значении делает речь яркой, образной. Например:

Ветерок спросил, пролетая: А в ответ колоски шелестят: «Отчего ты, рожь, золотая?» «Золотые нас руки растят».

(Е. Серова.)

Прямые и переносные значения слов различаются в словосочетаниях и предложениях. Сравните: крыло птицы — крыло самолёта, шляпка девочки — шляпка гвоздя.

Работа с учебником. Чтение параграфа № 12 на странице 44.

Конспект в тетрадь для правил

Этап закрепления новой темы

Устно выполняем упражнение № 103. укажите, в каких случаях выделенное слово имеет прямое, а в каком переносное значение

Составляем два предложения с любыми из пар словосочетаний

Упражнение № 106. допишите ряды слов, при помощи которых можно описать осень

Упражнение № 108. прочитайте текст. Объясните название рассказа.

Объясните значение слов БРЫЗНУЛИ, СКРЕБУТСЯ, ЛОПОЧУТ

Почему писатель сравнивает листья с птицами и животными?

В каком значении употреблено слово ЗОЛОТОЙ?

Составьте небольшой рассказ об осени

Этап рефлексии

Этап оценивания

Этап информированности о домашнем задании

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь