Тема: Однозначные и многозначные слова. Значение слова

0
939

Цель: 1. Формирование знаний о значении слова, о делении слов на однозначные и многозначные

Развитие коммуникативной компетентности

воспитание любви к природе

Ход урока

  1. Оргэтап

  2. Этап проверки домашнего задания

Примечание. Учебник Жанпеисова У.А.Кожакеева Ш.Т. Русская речь: учебник для 5 класса общеобразовательных школ с казахским языком обучения. 3-е издание, доработанное. – Алматы: Атамура, 2010. – 256. Упражнение

  1. Этап проверки знаний

Работа с карточками

Подберите и напишите проверочное слово

Го (Д/Т) –

Зу (Б/П)

Утю (Г/К)

Шар (Ф/В)

Эта (Ж/Ш)

Холо (Д/Т)

Ду (Б/П)

Дру (Г/К)

Ланды (Ш/Ж)

Вставьте буквы:

Ч(У/Ю)до, Щ(У/Ю)ка, ищ(У/Ю)т, молч(У/Ю), рощ (А/Я), ж(И/Ы)вотное, маш (И/Ы)на, ц (И/Ы)фра, ц (И/Ы)рк

  1. Этап подготовки к активному усвоению знаний.

Рассмотрите картинку. Расскажите об осени. Как осенью меняется природа? Какая погода осенью?

Прочитайте текст из упражнения № 93 «Осень»

Как вы понимаете выражения ЛИМОННАЯ ЖЕЛТИЗНА, ЗОЛОТЫЕ ХЛЕБА?

Для чего осень взяла яркие краски?

Почему опустели луга и поля?

Назовите краски, которые использовала Осень в своей работе?

  1. Этап объяснения новой темы

Слово — основная единица языка. Из слов состоят словосочетания и предложения. Слова отличаются друг от друга прежде всего звуковым составом и значением. Возьмём слова стол, небо, картина, бег, чтение. Каждое из них имеет своё звучание и собственное (индивидуальное) лексическое значение.

Слова называют предметы, людей, животных, птиц (книга, тетрадь; писатель, рабочий; волк, корова; курица, воробей), явления природы (ветер, снег), различные действия (бегать, читать), различные признаки (белый, чистый) и многое другое.

С течением времени лексические значения слов могут изменяться. Так, слово огород в значении «сад» сохранялось до XX в. В древнерусском языке не было различия между словами сад и огород.

Лексические значения слов типа дом, шкаф, мяч можно представить наглядно и показать рисунками. Однако в языке много слов и с таким лексическим значением, которое нельзя представить наглядно, например: грамматика, искусство, цель; оловянный, искусственный; спорить и т. д.

Однозначные слова — это слова с одним лексическим значением, например: герб — отличительный знак государства или города, который изображается на флагах, монетах, печатях (герба, гербу; мн. гербы, гербов). Многозначные слова — это слова, имеющие несколько лексических значений. У многозначного слова одно значение связано с другим по смыслу. Слово спутник в современном русском языке имеет несколько значений, связанных друг с другом: 1) человек, который вместе с кем-нибудь совершает путь: Мои спутники оказались приятными собеседниками; 2) то, что сопутствует чему-нибудь: Каменная соль — спутник нефти; 3) небесное тело, обращающееся вокруг планеты: Луна — спутник Земли; 4) космический аппарат, запускаемый на орбиту с помощью ракетных устройств.

Последнее значение слова спутник — самое молодое. День рождения его известен — 4 октября 1957 года, когда в нашей стране был произведён запуск первого искусственного спутника Земли. Это значение слова спутник возникло на основе третьего значения. Именно в этом новом значении слово спутник вошло во многие языки мира. Многозначных слов в языке больше, чем однозначных. В толковых словарях отдельные значения многозначных слов выделяются цифрами.

Чтение параграфа № 11.

Конспект в тетрадь для правил

6. Этап закрепления новой темы

Работа с картинками из упражнения № 96

Составьте предложения с данными словами.

Чтение упражнения № 98. скажите, о каких значениях слова КОРЕНЬ говорится в тексте

Работа с толковым словарем.

Упражнение № 97. узнайте значение слова – однозначное оно или многозначное?

Составьте словосочетания с этими словами

Ребята, назовите одним словом и запишите:

Человек, который учит детей

Ребенок, который учится в пятом классе

Рабочий, который работает в шахте

Спортсмен, добившийся первенства в состязании

Игрок в хоккей

Игрок в футбол

Человек, который готовит пищу

Машина, которая перевозит людей

Предмет мебели, на котором сидят

Составьте словосочетания с данными словами

7. Этап рефлексии

8. Этап оценивания

9. Этап информированности о домашнем задании. Упражнение 100 на странице 43. параграф 11 – правило выучить

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь