Тема: Предложный падеж имени существительного

0
38

Цель:

Формировать навык правописания падежных окончаний в предложном падеже.

Обобщать знания о предложном падеже, научить правильно употреблять предлоги о, об.

Развивать устную и письменную речь учащихся, мышление, навыки чтения, кругозор, внимательность.

Воспитать любовь к природе.

Ход урока

1. Оргэтап

Отчет дежурного

Я (Ф.И. учащегося ) дежурная по классу. Мне …. лет, я учусь в 5 «Б» классе. Сегодня на уроке присутствуют все, отсутствующих нет.

Сегодня января, день недели – . Погода сегодня_____________.

Этап проверки домашнего задания

Примечание. Учебник Жанпеисова У.А.Кожакеева Ш.Т. Русская речь: учебник для 5 класса общеобразовательных школ с казахским языком обучения. 3-е издание, доработанное. – Алматы: Атамура, 2010. – 256

Этап проверки знаний

Работа с карточками.

Вставьте О или Е

волчиц…й, скворц…м, месяц…м, зайц…м, малыш…м, лисиц…й, меч…м, груш…й, кирпич…м, ключ…м, кольц..м, задач…й, свеч…й, пшениц…й, огурц…м. нож…м, учительниц…й, лестниц…й, луж…й, камыш…м.

Этап подготовки к активному усвоению знаний

Тренировка памяти:

– Я продиктую три слова, а вы постарайтесь их запомнить и записать.

Зима, осина, береза

Шапка, пушистый, летит

Декабрь, мороз, коньки

Одежда, пальто, улица

Придумайте по одному словосочетанию с любым из записанных слов. (по цепочке)

Отгадай загадку:

Гость гостил

Мост мостил

Без топора

Без клиньев. (Мороз.)

– Подберите родственные слова с корнем мороз.

Мороз, морозец, морозище, заморозки, изморозь, морозный, морозить.

– Разберите по составу слова заморозки, морозный.

– Я прочитаю предложение, а вы должны назвать слова, близкие по значению к слову мороз.

Синонимы:

Подула зима холодом, шлет мороз за морозом.

Скоро выйдут муравьи после зимней стужи.

Антонимы: Противоположные слова: мороз– жара, зной.

– Когда так говорят: “Мороз по спине пробежал”.

Проверка усвоения изученных падежей

– Вы любите зимой играть, кататься, гулять… (Слайд 3)

Придумайте к глаголам существительные и поставьте к ним вопросы. Определи падеж существительного.

Гулять (?) по ___________ (Д.п.)

Играть (?) с ____________ (Т.п.)

Катать (?) у ____________ (Р.п.)

Лепить (?) _____________ (В.п.)

– О каком падеже мы не рассказывали? И.п.

– Расскажи об И.п.

5. Этап объяснения новой темы

На уроке я скучаю.

Что ж, я лучше помечтаю.

Очень я люблю мечтать!

Вот бы мне царевной стать!

Я мечтаю о короне:

Буду в ней сидеть на троне.

Я мечтаю о слоне

Чтоб кататься при луне

Я мечтаю о сережках

Я мечтаю о сапожках

Вечерами в полумгле

Я мечтаю об орле:

Буду с ним летать на воле.

Буду я учиться в школе…

Ой, мечтаю я уже….

О Предложном падеже!

– Расскажи о падеже по плану:

Почему падеж получил такое название?

Вопросы падежа.

Слово-помощник (думаю, говорю)

Предлоги (о, об, в, во, на, при)

Проверим по учебнику. Чтение параграфа 33 на странице 122.

Физминутка

5 весёлых астрономов

На Луну сейчас спешат.

Мы ж сыграем в космонавтов

Пусть все люди поглядят!

Встали дружно из- за парт

И шагает каждый ряд.

А потом бежим на месте

Прыгнем вверх от новой вести

Новость эта такова:

Космонавтам спать пора (сели на корточки – «спят»)

Спи глазок и спи другой,

Будешь долго молодой.

Космонавты все проснулись,

Астронавтам улыбнулись,

Подтянулись высоко,

Сели тихо и легко.

6. Этап закрепления новой темы

Задание № 1. работа у доски. Поставьте существительные в предложный падеж

Плыли на (лодка, пароход, льдина),

купались в (речка, озеро),

жили в (палатка, домик, квартира),

ехали на (поезд, трамвай, машина),

работали на (фабрика, завод, пристань),

читали о (космос, лето, смелость),

говорили об (Ольга, Ирина, Андрей).

Чтение текста из упражнения 281

1) Просклоняйте слова:

1 в. – елка.

2 в.– снегурочка.

Если останется время

Диктант: Найди существительное и определи их падеж.

Солнце осветило поляну тусклым светом. Над поляной кружится хоровод снежинок. Елочки дремали. Снег осыпался с лохматых лап, а бездельник ветер сметал его с верхушек.

взаимопроверка

падеже.

7. Обобщение

– О чем говорили на уроке?

– Что нового узнали?

8. Итог урока. Выставление оценок

9. Домашнее задание. Параграф 33. упражнение 286, 287

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь