Урок 95. Категория состояния и другие части речи

0
198

Урок 95. Категория состояния и другие части речи

Цели: закрепить понятие о категории состояния как самостоя­ тельной части речи; научить отличать категорию состояния от гла­ голов и наречий.

Методические приемы: лингвистический разбор, беседа по вопросам, элементы сопоставительного анализа, тренировочные упражнения.

Ход урока

I . Лингвистическая разминка

I – Запишите предложения со словами категории состояния в два столбика: состояние природы, состояние человека. 1) Мне холодно. 2) Стало ясно на душе. 3) Сутра подморозило. 4) Радоваться было рано. 5) Вам это интересно? 6) Неожидан­ но быстро сделалось темно. 7) Тучи рассеялись, и сделалось ясно. 8) Тихо вокруг.

(Состояние природы – предложения 3, 6, 7, 8. Состояние чело­ века — предложения 1,2, 4, 5.)

II . Проверка домашнего задания

1. Докажите, что категория состояния – самостоятельная часть речи.

Упражнение 277: проверка по цепочке.

Комментарий. Состояние природы: предложения 1 (светло), 4 (поздно, холодно), 6 (было тихо и жарко).

Эмоциональное состояние человека – предложения 2 (скучно, грустно), 3 (скучно, гадко), 5 (смешно)

Физическое состояние человека – предложение 5 (больно). Интеллектуальное состояние человека – предложение 7 (ясно было).

III . Отличие слов категории состояния от других частей речи

1. Слова категории состояния и глаголы.

– Мы уже наблюдали, как слова категории состояния вне контек­ ста, вне конкретного предложения совпадают с глаголами. По­ тренируемся отличать слова категории состояния от глаголов.

Задание: придумайте предложения, в которых бы прояснилось значение слов: ломает, пахнет. Например:

От гриппа меня всего ломает (категория состояния). Сильный ветер ломает даже толстые ветки в лесу (глагол).

Уже в конце февраля пахнет весной. Трава в степи пахнет так, что голова кружится (глагол).

Разберем один, нетрадиционный случай. В предложении Приятно пахнет кофе возможно двоякое толкование слова пахнет: 1) кофе что делает? пахнет; 2) пахнет чем? кофе. В первом случае мы имеем дело с глаголом-сказуемым, во втором – со сказуемым – категорией состояния.

Чем обусловлено двоякое толкование слова? (Тем, что су­ ществительное кофе относится к разряду несклонямых, оно не изменяется поэтому необходимо прояснить речевую си­ туацию, чтобы разобраться в значении предложения.)

2. Слова категории состояния и наречия.

В небесах торжественно и чудно, Спит земля в сиянье голубом… Что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего? Жалею ли о чем?

Придумайте предложения, где слова торжественно, чудно, больно, трудно являются наречиями. (Не ты ли торжест­ венно обещал не обманывать больше? Пела она чудно, все заслушались. Уж больно ты грозен, как я погляжу (НА. Не­ красов.) Работа продвигалась трудно.)

Обратим внимание, что слова категории состояния синтаксиче­ ски независимы, а наречия зависят от сказуемых: обещал как? торжественно; пела как? чудно; грозен насколько? к какой сте­ пени? больно (отметим разговорный характер этого слова, най­ дем синонимы: очень, слишком); продвигалась как? трудно.

3. Слова категории состояния и прилагательные.

– Сопоставим три предложения, определим, к каким частям
речи относится слово весело в каждом предложении: 1) Он
смотрел весело. 2) Ему весело. 3) Лицо его весело.

(В первом предложении весело – наречие (смотрел как? весело); во втором – слово категории состояния (синтаксически независимо, является сказуемым, обозначает состояние человека); в третьем – краткое прилагательное (лицо каково? весело).)

IV . Выполнение упражнений

Упражнение 278: выразительное чтение, обсуждение вопросов, письменное выполнение.

Комментарий. Состояние природы и человека передается с по­ мощью слов категории состояния: повеет, хорошо, а также с по­ мощью прилагательных-эпитетов: теплым, влажные, в пустом, меж черными, золотыми, ласковое; наречий-эпитетов: ярко, весело, грустно; глаголов: пригреет, повеселело, сияет.

Обратим внимание на слова весело, грустно: их легко можно
перепутать со словами категории состояния. Найдем слово,
от которого они зависят: небо сияет как? весело и грустно.
Значит, это наречия.

Домашнее задание

1- §45.

2. Упражнение 279.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь