Урок 58. Раздельное написание не с деепричастиями

0
50
информатика

Урок 58. Раздельное написание не с деепричастиями

Цели: повторить правописание с не различных частей речи; по­ казать синтаксическую и интонационную необходимость выделения деепричастных конструкций; совершенствовать орфографическую и пунктуационную зоркость.

Методические приемы: беседа по вопросам, лингвистический разбор, работа со схемами предложений, конструирование пред­ ложений.

Ход урока

I . Лингвистическая разминка

Объяснительный диктант (повторение правописания с не.раз­ личных частей речи).

Не хочу объясняться; непричастный к заговору; неволить че­ ловека; нехорошее самочувствие; не старый, а пожилой мужчина; непридуманная история; некий незнакомец; ненастный день; очень несвоевременное посещение; неизвестный герой; ответ не проду­ман; нетронутые пространства тайги; несжатая полоса; нере­ шенная проблема, неделикатный поступок.

II. Проверка домашнего задания

Связные рассказ о деепричастии и знаках препинания при деепричастных конструкциях.

Чтение предложений с деепричастными конструкциями, вы­ полнение синтаксического разбора и схем предложений у доски.

III . Изучение темы «Раздельное написание не
с деепричастиями»

Слово учителя.

В объяснительном словарном диктанте мы повторили правопи­ сание с не имен существительных, прилагательных, местоимений, глаголов, полных и кратких причастий.

Мы знаем, что не с глаголом пишется раздельно, за исключени­ ем случаев, когда слово без не не употребляется. Это же относится и к деепричастию, части речи, близкой к глаголу по значению. За пишем примеры, подберем свои:

Не уставая, не желая, не присев, не ответив. Негодуя, неволя. IV . Закрепление нового материала

Сделать синтаксический разбор предложений, написанных на I доске, объяснить орфограммы и пунктограммы. I 1) Еще (не) веря (не)жда(н, нн)ой удач …он в(з, с)карабкался по I ступенькам автобуса. (Б. Акунин.)

2) (Не, ни) теряя др…гоце(н, нн)ого врем…ни Остап швырнул I шахматной доской в лампу и ударяя в наступившей темноте по I чьим(то) челюстям и лбам выбежал на улицу. (Ильф, Петров.) Дополнительное задание: найти причастия, определить их грам­ матические характеристики.

Комментарий. Нежданной – страдательное причастие про­ шедшего времени в роли прилагательного-определения; в насту­ пившей – действительное причастие прошедшего времени в роли прилагательного-определения.

Еще не веря нежданной удаче, он вскарабкался по ступень­ кам автобуса.

Не теряя драгоценного времени, Остап швырнул шахмат­ной доской в лампу и, ударяя в наступившей темноте по чьим-то

(

челюстям и лбам, выбежал на улицу. V . Выполнение упражнений

1. Упражнение 170: комментированное письмо.
Дополнительное задание: вспомнить другие пословицы и пого­ ворки, в которых есть деепричастия с не.

2. Упражнения 171,172: самостоятельная работа по вариантам
с последующей взаимопроверкой.

Домашнее задание

1- §28.

2. Упражнение 173.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь