Урок 56. Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте

0
35
иинформатика

Урок 56. Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте

Цели: дать понятие о деепричастном обороте; показать необхо димость выделения деепричастных оборотов и деепричастий в пред ложениях; закрепить знания о морфологии деепричастия.

Методические приемы: беседа по вопросам, лингвистический I разбор, работа со схемами предложений, конструирование пред ложений.

Ход урока

I . Лингвистическая разминка

Игра «Четвертый лишний»

Зависевший, умывшись, подействовав, играя. {Зависевший – причастие, остальные слова – деепричастия.) Наколдовав, разделившись, углубляясь, надавив. {Углубляясь – деепричастие несовершенного вида, остальные – ; совершенного вида.)

II . Проверка домашнего задания

1. Вопросы на усвоение материала:

Охарактеризуйте деепричастие как часть речи.

Какие глагольные признаки имеет деепричастие?

Назовите наречные признаки деепричастия.

Какова синтаксическая роль деепричастия?

2. Чтение предложений, содержащих деепричастия, определение
;’ видов деепричастий.

[ III . Объяснение темы «Деепричастный оборот»

1. Слово учителя.

При объяснении темы «Деепричастие как часть речи» нам уже встречались деепричастия с зависимыми словами. Нетрудно дога­ даться, что это и есть деепричастный оборот. Подобно причастно­му обороту, он выделяется запятыми. Но если причастный оборот выделяется лишь в том случае, когда он стоит после определяемого слова, то для деепричастного оборота местоположение в предло­ жении неважно. Он в любом случае выделяется запятыми. Глав­ ное – правильно определить его границы.

Подобно тому как причастный оборот является в предложении одним членом (определением), деепричастный оборот тоже рассмат­ ривается как один член предложения – обстоятельство.

2. Примеры для синтаксического разбора, построение схем (см. с. 77).

Спотыкаясь, цепляясь за лавки и стулья, Яшка стал бродить по избе, разыскивая старые штаны и рубаху.

Яшка забросил насадку и снова, не выпуская из рук удилища, неотрывно смотрел на поплавок, ожидая поклевки.

(Из рассказа Ю. Казакова «Тихое утро».)

IV. Выполнение упражнений

Упражнение 162: комментированное письмо.

Упражнение 163: устный разбор.

Комментарий. Тип речи – рассуждение. Стиль текста – науч­ ный.

Дополнительный вопрос:

– Какая наука изучает действие силы? (Физика.)

Примерный вопросный план текста:

От чего зависит результат действия силы?

Почему, надев лыжи, человек не проваливается в снег?

Что называется давлением?

Как определить величину давления?

3. Упражнение 164: самостоятельная работа.

Домашнее задание

§27.

Упражнение 165.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь