Урок 60. Деепричастия совершенного вида

0
45
числа

Урок 60. Деепричастия совершенного вида

Цели: ознакомить учеников со способами образования деепри­ частий совершенного вида; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.

Методические приемы: беседа по вопросам, лингвистический разбор, объяснения учителя, тренировочные упражнения, работа над речевыми ошибками; словарная работа, задания по занимательной лингвистике.

Ход урока

I . Лингвистическая разминка

Осложненный диктант,

Учитель диктует глаголы, от которых ученики должны образо­ вать деепричастия несовершенного вида.

Опаздывать, торопиться, черпать, следовать, побеждать, наклеивать, заворчать, стоять, обозначать, кричать, баловать, подбросить, подскакивать, победить, ржаветь.

Комментарий. Деепричастия несовершенного вида не обра­ зуются от глаголов заворчать, подбросить, победить, так как это глаголы совершенного вида.

II. Проверка домашнего задания

Рассказать о деепричастиях несовершенного вида.

Упражнение 177: проверка по цепочке; в это время трое уче­ ников у доски выполняют лингвистический разбор: словообразова тельный и разбор по составу – заснувшими; морфологический – све­ тило; синтаксический – 1-е предложение.

Комментарий. Слово светило необходимо рассматривать в контексте. В данном предложении это имя существительное в роли подлежащего. Приведем пример с омоформой слова – глаголом све­ тить в форме прошедшего времени среднего рода: Белыми ночами солнце на севере светило, почти не заходя .

III . Изучение темы «Деепричастия совершенного вида»

1. Слово учителя.

Если деепричастия несовершенного вида означают незакончен­ ные добавочные действия, то легко догадаться, что деепричастия совершенного вида означают законченные, совершённые добавоч­ ные действия и отвечают на вопрос что сделав!

Рассмотрим таблицу учебника (§ 30, с. 84).

Деепричастия совершенного вида чаще всего образуются от основы неопределенной формы глагола. Обратим внимание, что суффиксы деепричастий совершенного вида -в, -вши, -ши {устро­ив, разбившись) похожи на суффиксы действительных причастий прошедшего времени -вш-, -ш-.

Как их не перепутать? Главное – помнить, что деепричастия – неизменяемая часть речи, то есть не имеет окончаний, у причастий же окончания есть.

Кроме того, деепричастия совершенного вида могут образовы­ ваться от основы простого будущего времени некоторых глаголов с помощью суффикса -а (-я): дыша, видя.

Заметим также, что суффиксы -вши, -ши имеют разговорный оттенок. Если же после них стоит постфикс -ся (-сь), этот/оттенок исчезает: зацепивши зацепившись, унёсши -унёсшись.

2. Синтаксический разбор предложения, характеристика дее­
причастий.

Лед гремевш…й треск…вш…йся иударявш…йся о гранит на­бережной давно уже изм…лъчал ираста…л. (Ильф, Петров.)

(Лед, гремевший, трескавшийся и ударявшийся о гранит набе­ режной, давно уже измельчал и растаял.)

IV. Выполнение упражнений

Упражнение 178: устно.

Упражнение 179: устный разбор; работа над орфоэпически­ми нормами. Уточним задание: записать образованные от данных глаголов деепричастия совершенного вида в несколько групп (по месту ударения):

с ударением на втором слоге: донять, занять, нанять, на­ чать, отнять, поднять, принять, создать, увидеть, раскаяться, наклеить;

с ударением на третьем слоге: успокоиться, невзлюбить, принести;

с ударением на четвертом слоге: распорядиться.

3. Упражнение 180: комментированное письмо.
Комментарий, нельзя образовать деепричастие совершенного

вида от глагола опаздывать, т. к. он несовершенного вида.

4. Упражнения 182,183: самостоятельная работа по вариантам,
с последующей взаимопроверкой.

V . Занимательная лингвистика

У великого актера Аркадия Райкина одной из запомнившихся ролей в кино была роль в фильме «Волшебная сила искусства». Его герой, тоже актер, желая помочь своей старой учительнице, которую изводили хамоватые соседи, надел на себя личину еще большего хама и поставил зарвавшихся соседей на место. Интеллигентную речь они не понимали, и герой заговорил с ними на доступном им языке: «Ой, господа-дамы! Мы же с вами не попрощав.ши! Что это с вами случивши? Что это вы в лице переменивши? Никак вы заболевши?»

Объясните намеренные речевые ошибки, исправьте предложе­ ния.

Домашнее задание

§30.

Упражнение 181.

Упражнение 186: устно (подготовка к диктанту).

Подобрать материалы из спортивных газет с описанием мат­ чей, соревнований.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь