Урок 63. Морфологический разбор деепричастия

0
618
литература

Урок 63. Морфологический разбор деепричастия

Цели: показать, как делается морфологический разбор дееприча­ стий; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.

Методические приемы: лингвистический разбор, подготовлен­ ный диктант, задания по занимательной лингвистике.

Ход урока

I . Чтение и анализ нескольких творческих работ

П. Изучение темы «Морфологический разбор деепричастия»

1. Так как морфологический разбор деепричастия не представ­ ляется сложным, ученики вполне могут самостоятельно изучить этот вопрос по учебнику: § 31, с. 88.

В качестве примеров для разбора предложим им найти деепри­ частия в своих сочинениях. Разберем их устно и письменно (у доски и в тетрадях).

2. Упражнение 188: письменный разбор деепричастий. Пока ученики выполняют это задание, несколько человек разбирают дее­ причастия устно.

III . Занимательная лингвистика

Задание: определите морфологические признаки слов: устав, неволя, пролив; составьте с ними предложения.

Комментарий. Сложность задания заключается в том, что эти слова имеют по крайней мере два значения, в зависимости от кон­ текста. Они могут быть как существительными, так и деепричастия­ ми. Напомним, что такие пары слов называются омонимами. Вне контекста, то есть вне конкретной речевой ситуации мы не можем определить, какое слово перед нами.

Запишем лучшие предложения в тетради.

Воинский устав довольно строг. — Очень устав за день, я хотел наконец-то отдохнуть.

Неволя тяготила пленника, не привыкшего к ограничению сво­ боды. Неволя себя, я всё же принялся за уроки.

Пролив Лаперуза отделяет российский остров Сахалин от I японского острова Хоккайдо. – От неожиданности я вздрогнул, пролив нечаянно чай.

(В первых предложениях каждой пары данные слова являются Именами существительными, во вторых – деепричастиями: устав – совершенного вида, неволя – несовершенного вида, пролив – совер­ шенного вида.)

IV . Свободный диктант

Напишем его по упражнению 189.

Домашнее задание 1- § 31.

Повторить тему «Деепричастие» по вопросам и заданиям учебника (с. 89).

Подготовиться к словарному диктанту (упражнение 191).

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь