Цель урока: Углубить и обобщить знания о птицах, активизировать познавательный интерес учащихся к природе и ее изучению.
Оборудование: Чучела птиц, рисунки и фотографии с изображениями птиц, таблицы по теме, выставка книг о птицах, картины художников, изображающих птиц, плакаты с поговорками о птицах.
Ход урока
Сегодня мы урок посвящаем обобщению и систематизации тех знаний, которые получили во время изучения темы «Птицы». Наш урок называется «Ярмарка знаний». Самое главное — на ярмарке — торг и товар. Ваш товар — шания, которые вам надо выгодно «продать». Команда, лучше других продавшая свои знания, станет победителем.
На каждой ярмарке есть торговые ряды. На доске названия торговых рядом, по которым нам предстоит пройти. Итак, начинаем торги.
Торговый ряд «Аукцион»
Выберите правильные ответы:
Какие приспособления к полету характерны для птиц:
а) перьевой покров; д) отсутствие мочевого пузыря;
б) крылья; е) один яичник;
в) отсутствие зубов; ж) размножение яйцами.
г) легочные мешки;
Какие части скелета птиц изменились по сравнению с таковыми у пре
смыкающихся в связи со способностью к полету:
а) череп; г) плечо;
б) грудной отдел позвоночника; д) тазовый пояс конечностей.
в) кисть;
Какие мышцы обеспечивают движение крыльев птицы при полете:
а) мышцы шеи; г) подключичные;
б) большие грудные; д) мышцы ног.
в) межреберные;
Какие органы пищеварения возникли у птиц в связи с отсутствием у них
зубов и челюстей:
а) зоб; в) мускульный отдел желудка;
б) железистый отдел желудка; г) тонкий кишечник,
В какой части дыхательной системы птиц происходит газообмен:
а) передние воздушные мешки; в) задние воздушные мешки;
б) легкие;
Какая кровь находится в правой части сердца птицы:
а) венозная; б) артериальная; в) смешанная.
Отсутствие мочевого пузыря в выделительной системе птиц связано:
а) с необходимостью облегчения тела;
б) с интенсивным обменом веществ;
в) с особенностями продуктов выделения.
Какие отделы головного мозга птиц развиты лучше, чем у пресмыкающ
ихся:
а) передний мозг; г) мозжечок;
б) средний мозг; д) продолговатый мозг.
в) промежуточный мозг;
Какие органы чувств наиболее развиты улетающих птиц:
а) зрения; г) осязания;’
б) слуха; д) вкуса.
в) обоняния;
Почему птицы откладывают не все яйца сразу, как пресмыкающиеся, а
постепенно:
а) у них функционирует только один яичник;
б) это позволяет не увеличивать массу тела;
в) у птиц небольшое число яиц.
Торговый ряд «Птичий бумеранг»
Участники игры получают карточки-задания. По команде участники игры выполняют одно действие-задание в карточке и передают карточку по часовой стрелке следующему игроку, при этом передающий игрок получает задание от соседнего игрока. Игра заканчивается, когда выполняется последнее задание. Игрок, не справившийся с заданием, не имеет права передвигать карточку. Он вправе попросить помощи у своей команды, при этом штрафуется снятием одного балла.
Каждый участник проверяет за 2 минуты возвратившуюся карточку — «бумеранг» — и исправляет неверные, по его мнению, ответы. Затем карточки сдаются жюри.
Относится ли деревенская ласточка к семейству воробьиных? (да, нет)
Из перечисленных ниже птиц выберите представителей дневных хищных птиц:
а) сова-неясыть; б) орел; в) дятел; г) сплюшка.
Какие из перечисленных ниже признаков характеризуют отряд дятлов:
а) упругий короткий хвост; в) загнутый крючкообразный нос °
б) рыхлое оперение; г) длинный клЮв.
Кто третий лишний? Подчеркните правильный ответ.
Сова, кречет, коршун.__________________________________
Торговый ряд «Загадочный»
Маленький слепой птенец тащит на спине тяжелый груз: яйцо. Осторожно подвигается он со своей ношей к краю гнезда, опускает вниз голову, упирается лбом в дно гнезда и вдруг резко откидывается назад. Я йцо, которое находится у него «на закорках», падает из гнезда на землю, птенец-агрессор скатывается на дно гнезда… Минут 10—15 отдыхает и вновь поднимается на неокрепшие ножки. То же самое он проделывает с другим своим братом, находящимся в яйце. Так и не успокоится, пока не выкинет их всех из гнезда. Делает он это, подчиняясь приказу инстинкта. Что это за птенец?
Дело было в Сибири. Как-то на зимних каникулах ребята с учителем отправились па экскурсию в лес. Долго ходили по лесу и видели много интересного: разных птиц, следы животных. В одном месте учитель позвал ребят и показал гнездо на дереве. Кто-то засмеялся: «Похоже, что какая-то птица ошиблась, приняв зиму за весну, и строит гнездо. Вот чудачка, чем же она кормить будет птенцов зимой?» А одна девочка сказала: «Я знаю, как называется эта птица. И вовсе она ничего не спутала. Она всегда птенцов зимой или глубокой осенью выводит. Только название ее я вам не скажу, сами вспомните».
Учитель добавил: «Питаются эти птицы семенами хвойных деревьев, и в поисках урожая семян сосны и ели они кочуют каждый год с места на место. С урожаем связано и размножение этих птиц. Так как семена хвойных пород созревают только поздней осенью или даже зимой, то птицы начинают гнездиться в это самое время. Оно для них самое удобное, потому что птенцов они выкармливают тоже семенами. О какой птице идет речь? (Клест).
В тот год я жил в деревне. Зима выдалась суровая. Однажды в морозный февральский день я шел вдоль реки. Птиц не было видно. Вдруг близко послышалось тихое щебетание. По краю проруби у самой воды прыгала белогрудая птичка размером со скворца. Она дергала коротким хвостом и распевала на все лады веселую песню. Чтобы лучше ее рассмотреть, я сделал к ней несколько шагов, и вдруг птичка с размаху бросилась в прорубь вниз головой. Это было так неожиданно, что я от удивления застыл на месте. Стоя над прорубью, я видел, как она гребла под водой крыльями, словно пловец руками. Потом она побежала по дну, цепляясь изогнутыми когтями за все его неровности. В одном месте она даже задержалась немножко, перевернула клювом камешек и вытянула из-под него водяного жука. Под водой она блестела, как серебряная рыбка.
Iotom я узнал, что перья этой птички смазаны тонким слоем жира. Когда птица погружается в воду, воздух пузырится на ее жирных перьях. Спустя полминуты птичка выскочила из соседней проруби. У меня на глазах она несколько раз ныряла в ледяную воду, а потом, живая и невредимая, снова появлялась на краю проруби. Ну и птица! Настоящий водолаз! (Оляпка).
Новорожденный птенец, как только выбирается из хрупкой темницы — скорлупы, лежит некоторое время распластавшись. Он весь покрыт будто какой-то слизью. Направим на него поток теплого воздуха — он подсохнет, и скоро мы увидим, что одет он в густой пух. Птенец поднимается на слабеньких ножках, покачиваясь, озирается. И тут следует действие совершенно непонятное: если увидит он рядом с собой одновозрастного своего брата или сестру, вышедших из другого яйца, тотчас бросается в бой, старается ухватиться клювом за шею и задушить. А родной брат его с не меньшей энергией проделывает то же самое. Так упорно дерутся они, пока сильный не задушит слабого. А родители с полным спокойствием смотрят на это братоубийство и не вмешиваются.
Даже если игрушку резиновую, напоминающую птицу, поместить рядом с вышедшим из яйца птенцом, он и на нее кинется с остервенением, как и на любую птицу сходных с ним размеров. Чьи это птенцы и почему они так поступают? (Птенцы журавля).
Торговый ряд «Систематический»
Рассмотрите рисунки. Подпишите названия отрядов и видов птиц, изображенных на них.
Учащимся предлагаются 6 карточек с изображением птиц, например иволги, филина, серого гуся, куропатки, тетеревятника, серой цапли.
Торговый ряд «Строительный»
Кто построил этот дом?
Учащимся предлагается 6 карточек с изображением птичьих гнезд. Возможные варианты: дупло желны, большого пестрого дятла, гнездо ремеза, пеночки, камышевки, ласточки, дрозда.
Торговый ряд «Музыкальный»
Угадай, чья это песня.
Можно включить записи песен соловья, пеночки-тенковки, пеночки-трещотки, зяблика, токования глухаря, тетерева и др. в зависимости от наличия записей песен птиц.
Подведение итогов
Подсчет набранных баллов, награждение победителей. Наиболее активные игроки получают специальные призы – это могут быть книги о птицах, кассеты с записями птичьих голосов и т. п.