Урок 50. Развитие животных с превращением и без превращения

0
32

Цели урока: Дать учащимся представление об индивидуальном развитии; познакомить с развитием животных с превращением и без превращения; сформировать понятие о метаморфозе, показать приспособительную роль его в жизни животного.

Оборудование: Таблицы с изображением животных из разных систематич­еских групп.

Ход урока

Актуализация знаний

Заполните пропуски в тексте:

Способность воспроизведения себе подобных называется …. У животных, как и у растений, существует два основных типа размножения:… и…. При бес­полом размножении новое поколение образуется при участии…, которая пол­ностью передает ему свои качества. При половом размножении участвуют, как правило, …, каждый из которых передает потомству … наследуемой ин­формации. В процессе эволюции сначала возникло … размножение, а лишь позднее …. Впервые половая система возникает у ….

Половая система состоит из половых… — органов, в которых формируются половые … и протоков, проводящих половые клетки. Женские половые желе­зы – …. В них развиваются женские половые клетки (женские …) – …. Муж­ские половые железы —…. В них развиваются мужские половые клетки – ….

Дайте определение понятий: гермафродитизм, бинарное деление, множе­ственное деление, почкование, оплодотворение, половой диморфизм, яйцеклетка, сперматозоид, гамета, матка.

Индивидуальный опрос:

В чем преимущество полового размножения перед бесполым?

В каких случаях возможно генетическое различие особей при бесполом размножении?

В чем эволюционная роль полового размножения?

Почему гермафродитизм считается самой примитивной формой поло­вого размножения?

В чем преимущество гермафродитизма? Для каких организмов это акту­ально?

Какие могут существовать приспособления, препятствующие самооп­лодотворению у гермафродитов?

Что может быть причиной генетической изменчивости при бесполом размножении?

Каково значение полового размножения гидры?

Для чего личинки некоторых двустворчатых моллюсков прикрепляются к телу рыб?

Какие особенности размножения земноводных являются доказательст­вом их родства с рыбами?

Что такое яйцеживорождение? Для каких организмов оно характерно?

Изучение нового материала. Урок-конференция

Вступительное слово учителя.

У животных, размножающихся половым путем, период от оплодотворения яйца до конца жизни называется индивидуальным развитием или онтогене­зом. Онтогенез (от греч. «онтос» – сущее и «генес», происхождение, возникно­вение) – индивидуальное развитие организма , включающее весь комплекс изменений начиная от образования зиготы и до естественной смерти. В ходе онтогенеза реализуется наследственная програма развития организма в кон­кретных условиях среды. Развитие носит строго определенный характер. При этом формируются все ткани, органы и системы органов и все отделы тела, в результате чего зародыш приобретает черты, характерные для своего вида. После рождения начинается постэмбриональное развитие.

Существует два типа постэмбрионального развития: прямое (без превра­щения или без метаморфоза) и непрямое (с превращением или с метаморфо­зом) (рис. 184).

При развитии без превращения личинки внешне похожи на взрослую особь. Такой тип развития характерен для млекопитающих, птиц, пресмы­кающихся, некоторых беспозвоночных (паукообразные).

Выступления учащихся с докладами (каждый доклад должен быть рас­считан на 3—5 минут).

Подведение итогов.

При развитии с превращением личинки непохожи на взрослую особь. Ме­таморфоз — глубокое преобразование строения организма, в процессе которого личинка превращается во взрослую особь. Метаморфоз свойственен большин­ству беспозвоночных животных и некоторым позвоночным: миногам, некото­рым рыбам, земноводным. Метаморфоз связан обычно с резкой сменой образа жизни животного в процессе онтогенеза. Такое приспособительное свойство

выработалось в процессе эволюции для разделения среды обитания и пищи ли­чинки и взрослого животного. Это исключает конкуренцию между ними. У прикрепленных и паразитических животных свободноживущиеличинки игра­ют важную роль в расселении вида и расширении его ареала.

Закрепление знаний

О Используя материал учебника § 47 и знания, полученные на уроке, за­полните таблицу «Особенности двух типов развития»

Тип развития

Преимущества

Недостатки

Примеры

Развитие с метаморфозом

Развитие

без метаморфоза

О Используя материал учебника § 47 и знания, полученные на уроке, за­полните таблицу «Особенности развития с превращением»

Группа животных

Особенности развития

Примеры

Черви

Моллюски

Иглокожие

Насекомые

Земноводные

Домашнее задание

§ 47, вопросы после параграфа.

Темы для индивидуальных докладов:

Периоды жизни и продолжительность жизни различных животных: поденок, майского жука, пчел, бабочек, лягушек, тритонов и саламандр, черепах, кроко­дилов, певчих птиц, попугаев, грызунов, куньих, копытных, слонов, и т. д. Рекомендуемая литература для докладов:

Акимушкин И. Мир животных. М., 1998.

Догель В. А. Зоология беспозвоночных. М., 1975.

Жизнь животных. Т. 1-6 , М., 1971.

Наумов С. П. Зоология позвоночных. М.,1982.

Наумов Н. П., Карташев Н. Н. Зоология позвоночных. Т. 1-2. М., 1979. Сабунаев В. Занимательная зоология. Л., 1976.

Энциклопедия Аванта плюс. Т. Животные. М., 2000.

Энциклопедия «Все о животных». Т. 1-3 , М., 2000.

Энциклопедия «Природа России». М., 1999.

)

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь