Урок 47. Охрана и привлечение птиц. Промысловые птицы

0
786
схемы

Цель урока: Показать разнообразное значение птиц в природе и их практич­еское значение для человека, обосновать необходимость их охраны.

Оборудование: карточки-задания для групп; таблицы «Редкие и исчезаю­щие виды птиц фауны СССР», «Редкие и исчезающие виды птиц мировой фа­уны», «Охрана птиц на зимовках», «Охрана гнездовий птиц», «Зимняя подкормка птиц», весы с бусинками, книги о редких и исчезающих видах птиц, диафильм «Охотничьи и промысловые птицы», фотографии, рисунки с изображением различных птиц.

Ход урока

Организационный момент

Активизация опорных знаний

Индивидуальная работа по карточкам.

Выберите из данных признаков характерные для дятла и совы.

Клюв массивный, приспособленный для долбления древесины.

Крепкий загнутый клюв, острые когти.

Язык длинный и липкий.

Полет очень медленный и бесшумный.

Оперение короткое, жесткое, яркоокрашенное.

Оперение рыхлое, мягкое, крылья закругленные.

Ноги короткие, хорошо приспособленные для лазания по деревьям.

Полет быстрый, прямой, маломаневренный. Тип развития: гнездовой.

Глаза направлены вперед, а не по бокам.

Пиша — грызуны и мелкие птицы.______________

Напишите основные признаки., характерные для тетерева по следующему плану. 1. Внешнее строение: 2. Как и чем питается

а) клюв 3. Гнездование

б) оперение, форма крыла, размеры птицы 4. Тип птенца

в) ноги, пальцы

г) полет

Назовите несколько представителей отряда Куриные.

Напишите основные признаки, характерные для грифа по следующему плану. 1. Внешнее строение: 2. Чем питается

а) клюв 3. Гнездование

б) голова, крылья 4. Тип птенца

в) ноги

г) полет

Назовите нескольких представителей отряда Дневные хищные птицы.

Напишите основные признаки, характерные для филина, по следующему плану.

Внешнее строение: 2. Чем питается, когда охотится

а) клюв, голова, глаза 3. Гнездование

б) оперение, крылья, полет 4. Тип птенца

в) ноги, когти

Назовите представителей отряда Совы, которых вы знаете.

Изучение новой темы

Многие вопросы этого урока раскрыты при изучении ранее пройденных гем, поэтому изучение нового материала можно начать с организации глмостоятельного задания.

Класс делится на несколько групп, которые получают задания.

/ группа

О Используя приведенный ниже информационный материал, составьте рассказ о значении птиц в природе для растений, подготовьтесь к выступ­лению. Дополните рассказ собственными примерами, с которыми вы встречались на уроках или читали в научно-популярной литературе.

Кряква очень прожорлива. Она объедает нежные листики, ест почки, ростки и зре­лые семена, а также охотится на мелких животных.

По данным зоолога Порша, около 2 тысяч видов птиц способны питаться нектаром цветов и опылять их. Основными опылителями являются колибри и нектарницы.

Большой пестрый дятел без особых усилий выдалбливал дупла, вскрывал ходы ко­роедов. В желудке дятлов находили до 150 вершинных короедов.

Готовясь к зиме, сойки целыми днями запасает желуди, пряча их в мох, под опав­шую листву и в корни деревьев. Но не все запасы использует она — часть забытых желу­дей растаскивают грызуны, а часть весной прорастает.

группа

О Используя приведенный ниже материал, составьте рассказ со значени­ем птиц для животных, подготовьтесь к выступлению перед классом. Дополните ваш рассказ собственными примерами, о которых вы узнали на уроках или прочитали в научно-популярной литературе.

Пара сокола-пустельги задень приносит 6—9 сусликов, 5 полевок, 2 мыши, сова — /ю 12 мышей.

Во рту стрижа находили 372 мелких насекомых.

Сокол-сапсан сбивает птицу только налету.

Грифы питаются падалью.

Жертвами хищных птиц становятся в первую очередь больные и ослабленные жи- потные.

ill группа.

О Используя приведенную ниже информацию, составьте рассказ о положи­тельном значении птиц в жизни человека, подготовьтесь к выступлению перед классом. Дополните ваш рассказ собственными примерами, о кото­рых вы узнали на уроках или прочитали в научно-популярной литературе.

С первой и до последней косточки скелет птицы являет собой истинное чудо конст­рукторских достижений природы в области «самолетостроения».

Где это «чудо» мог использовать человек?

Форма куриного яйца была использована при строительстве в Дакаре, столице Се­негала, здания театра. Человек одомашнил примерно 10 видов птиц.

Чайке поставлены два памятника в честь спасения ею от посевов саранчи: в США и в Австралии.

Гнезда стрижа-салангана употребляют в пищу.

группа

О Используя приведенную ниже информацию, составьте рассказ об отри­цательном значении птиц в жизни человека, подготовьтесь к выступле­нию перед классом.

Куры являются носителем возбудителей заболевания сальмонеллеза.

Стали нередки случаи столкновения самолетов с птицами. По статистике США — 2 раза в неделю.

В конце лета и осенью воробьи собираются на полях в многочисленные стаи и в большом количестве поедают зерна пшеницы, проса, подсолнечника, конопли, гороха и других сельскохозяйственных культур. Утверждения: воробьи и некоторые другие зерноядные птицы приносят вред.

Хищные птицы нападают на домашних кур, цыплят.

Птицы — обязательный компонент практически любого биоценоза. Они встречаются в любом уголке нашей природы и всегда обращают на себя внимание.

Перед вами на столах стоят весы, назовем их «весами плюсов и минусов», потому что на одном рычаге весов вы видите знак +), что означает положитель­ное значение, а на другом — знак (-), что означает отрицательное значение. Один из учащихся групп будет рассказывать о значении птиц в жизни растений, другой — класть на чаши весов бусинки. Если значение птиц положительно — то на чашу (+), ну, а если отрицательно — то на чашу —).