Урок 55. Многообразие млекопитающих.Тема урока: Отряды Грызуны и Зайцеобразные.

0
91
география

Цели урока: познакомить учащихся с многообразием млекопитающих, их классификацией; обеспечить усвоение знаний о характерных особенностях грызунов и зайцеобразных. Их значение в природе и жизни человека; продол­жить формирование умений работать с дополнительной, научно-популярной литературой.

Оборудование: чучела, кинофильм «Грызуны и зайцеобразные», диафиль­мы «Отряд грызуны и зайцеобразные», «Пушной промысел и звероводство», таблицы «Пушные грызуны и зайцеобразные», «Пушные звери», карточки для индивидуальной работы.

Ход урока

Организационный момент

Актуализация опорных знаний

Фронтальный опрос.

Вопросы и задания для проверки знаний на обязательном уровне:

Приведите примеры животных отряда рукокрылых. Назовите общие для них признаки.

Чем питаются летучие мыши? Какую роль они играют в природных со­обществах и жизни человека?

С помошыо каких органов летучие мыши ориентируются в пространст­ве и находят добычу?

Как летучие мыши переносят неблагоприятное время года?

Каковы особенности строения насекомоядных животных? Каких пред­ставителей отряда вы знаете?

Проанализируйте следующие факты: а) землеройка в сутки съедает кор­ма в 4 раза больше собственного веса; б) в рацион ее питания входят та­кие животные, как бабочки, слизни, жуки-листоеды, слепни и др. Какой вывод о роли землеройки в лесной экосистеме можно сделать на основании данных фактов?

Вопросы и задания повышенного уровня.

Почему выхухоль стала редким животным?

Поймав землеройку или крота, кошка играет с добычей, но не ест ее, как бы ни была голодна. Почему?

Чем отличается крыло летучих мышей от крыла птиц? Могли ли летучие мыши произойти от птиц?

С наступлением зимы одни виды летучих мышей нашей страны улетают на юг, другие остаются зимовать в состоянии спячки. Какое значение в жизни летучих мышей имеют спячка и миграции? Приведите примеры известных вам животных, впадающих в спячку; совершающих миграции.

Изучение новой темы

Грызуны — наиболее многочисленный по числу видов и особей отряд мле­копитающих. По данным разных авторов, известно от 2,5 до 3 тысяч видов. Сейчас вам предстоит найти в учебнике рисунки с изображением грызунов, а в тексте учебника — общие признаки.

Итак, в отряд грызунов объединяются животные, имеющие своеобразную зубную систему. Рассмотрите череп грызуна на рис. 304. Определите, какие зубы у них отсутствуют.

Главные зубы грызунов —резцы непрерывно стираются, но и непрерывно растут. Если заяц или белка почему-то станут питаться только мягкой пищей, грызущие зубы вырастут настолько, что вылезут изо рта. Губы у грызунов раз­двоены спереди и очень подвижны.

Питаются грызуны главным образом растительными кореньями, листья­ми, цветами, плодами, овощами и др. Некоторые грызуны едят не только рас­тительную но и животную пищу. А наших домашних грызунов — крыс и мышей — можно считать всеядными животными.

Каковы особенности строения пищеварительной системы грызунов?

Многие грызуны живут парами, другие — семействами, некоторые соеди­няются в многочисленные общества.

Грызуны очень плодовиты. У некоторых из них детеныши рождаются по нескольку раз в год.Точными наблюдениями установлено, что от одной пары полевок в течение года может вывестись несколько поколений, а общее число потомков в первый год может достигнуть 400 штук.

Отряд грызунов включает в себя около 30 семейств. Мы познакомимся шшьс некоторыми представителями беличьих, мышиных, бобровых.

Заслушиваются сообщения учащихся, подготовившихся к данному заня­тию. В ходе заслушивания сообщения учитель может предложить заполнить сравнительную таблицу.

Признаки

Русак

Беляк

Шерстный покров (зимой)

Окраска шерсти светлая, но не белоснежная

Белый, кончики ушей чер­ные

Размеры

Длина до 75 см, вес — 5-6 кг, крупнее беляка

Мельче зайца-русака

Отроение лап

Лапы более узкие, чем у бе­ляка

Лапы широкие с густым опушением

Места обитания

Предпочитает открытые ландшафты

Лесные ландшафты

Питание в зимних условиях

Предпочитают выкапывать засохшую траву

Предпочитают обгладывать молодые веточки и кору деревьев

Количество зайчат м одном помете

Рождается 1-2 зайчонка

Рождается от 2 до 5 зайчат

Общие выводы, заключение

Грызуны — наиболее многочисленная и процветающая группа млекопи- ннощих. Причинами биологического процветания грызунов: высокая интен- ( пвность размножения, заселение разных сред обитания, устройство нор и убежищ, разнообразие видов пищи. Значение грызунов разнообразно: огра­ничивают рост и развитие растений, сами служат кормом хищным животным; некоторые виды грызунов – объекты промысла, другие — вредители

сп.скохозяйственных растений, переносчики заболеваний.

Зайцеобразные — малочисленная группа млекопитающих, имеющая

ходные черты строения с грызунами. Значение в природе: ограничивают рост и развитие растений, являются объектом пушного промысла. Дикий кролик — предок домашних кроликов.

Закрепление

Кто из перечисленных животных не относится к грызунам:

а) заяц; б) хомяк; в) мышь.

У грызунов резцы при питании грубой растительной пищей не уменьша­

ются в размерах потому что:

а) они покрыты толстым и прочным слоем эмали;

б) резцы не имеют корней и растут постоянно;

в) от растительной пищи они не могут стачиваться.

Сколько резцов у грызунов:

а) 2; б) 4; в) 6.

У грызунов отсутствуют:

а) резцы; б) клыки; в) коренные зубы.

У грызунов очень длинный кишечник, так как они:

а) очень плодовиты;

б) питаются грубой растительной пищей;

в) питаются преимущественно насекомыми;

г) поедают червей.

За короткое время численность кроликов может быстро возрасти, так

как они:

а) очень плодовиты; в) всеядны;

б) живут в норах; г) имеют ценный мех.

К зайцеобразным относятся:

а) пищуха; б) еж; в) хомяк; г) крыса.

Ответы: 1 — а, 2 — б, 3 — б, 4 — б, 5 — б, 6 — а, 7 — а.

Домашнее задание

§69.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь