Урок 51. Внутреннее строение млекопитающих.Тема урока: Особенности внутреннего строения млекопитающих.

0
29
физика

Цель урока: раскрыть особенности органов полости тела млекопитающих как более высоко организованных позвоночных; упражнять умения работать с рисунками и текстом учебника.

Оборудование: таблицы «Тип Хордовые. Класс Млекопитающие. Внутрен­нее строение собаки», «Тип Хордовые. Схемы кровообращения позвоноч­ных», опросные листы с биологическими задачами.

Ход урока

Организационный момент

Актуализация знаний по теме

Карточки-задания для индивидуальной работы.

Выполните тест.

Число позвонков в шейном отделе позвоночника почти всегда:

а) постоянно в) составляет половину

б) зависит от длины шеи; от длины позвоночника.

Какой отдел головного мозга млекопитающих наиболее развит:

а) продолговатый мозг; в) передний мозг;

б) мозжечок; г) средний мозг.

Самый изменяющийся отдел в скелете млекопитающих разных видов — это:

а) череп; б) хвостовой; в) шейный; г) грудной.

Еж свертывается в клубок благодаря мускулатуре:

а) мимической в) глубокой туловищной;

б) подкожной; г) конечностей.

Какая из костей относится к голени?

а) лучевая; б) бедренная; в) большая берцовая; г) локтевая.

У большинства млекопитающих постоянная и довольно высокая тем­пература тела. У песца, например, при температуре внешней среды до -60 °С температура тела равна 39 °С. О чем говорят эти данные?

Как удается млекопитающим сохранять постоянную температуру тела при низкой температуре окружающей среды?

С работой каких систем органов связан уровень обмена веществ и под­держание теплокровности?

Пищеварительная система отвечает за поступление в организм питатель­ных веществ и дальнейшую их переработку. Чем быстрее и эффективнее идет процесс пищеварения, тем больше веществ поступает в кровь, а затем в ткани и клетки организма.

Дыхательная система обеспечивает поступление в организм кислорода, который расходуется в клетках при распаде и окислении веществ. Именно в таких реакциях выделяется большая часть энергии, которая тратится на рабо­ту внутренних органов, мышечную работу и выделение тепла, что обеспечива­ет сохранение температуры тела на высоком уровне.

Кровеносная система доставляет питательные вещества от органов пище­варения и кислород от легких к органам и тканям всего организма.

Теплокровность, как нам известно, связана с современным, более высо­ким развитием этих систем органов.

Что означают слова «совершенный», «высокоразвитый» по отношению к каждой системе органов?

О Предположите, какие отделы присутствуют в пищеварительной системе млекопитающих, какова их последовательность, зная, что млекопи­тающие это хордовые животные.

Какой должна быть дыхательная система, чтобы обеспечить поступле­ние достаточного для теплокровности количества кислорода?

О Предположите, какое строение имеет дыхательная система млекопитающ­их, сравнивая их с такими же высокоразвитыми животными, как птицы.

Какой тип кровеносной системы обеспечивает высокий уровень обмена веществ?

По какому классу животных мы можем об этом судить?

Таким образом, мы с вами построили модель внутреннего строения млеко­питающих и выглядит она следующим образом (учитель раскрывает заранее подготовленную на доске схему).

Посмотрим еще раз на созданные нами схемы систем органов полости тела. Здесь мы видим общие черты строения систем внутренних органов в ряду: пресмыкающиеся — птицы — млекопитающие. А есть ли у них отличия, в чем они заключаются?

О Выявить особенности внутреннего строения млекопитающих.

Организуется самостоятельная работа по изучению отдельных вопросов темы. На партах — учебники, дополнительные материалы и карточки-зада­ния. Каждая пара работает над конкретным заданием. За время работы уча­щимся должны четко и кратко ответить на поставленные вопросы и дополнить схемы характерными признаками млекопитающих.

Чем отличается пищеварительная система зверей от пищеварительной системы птиц? Найдите на рисунке органы пищеварительной системы млекопитающих. Объясните, что такое пищеварение. Какие изменения претерпевает пища в пищева­рительном тракте? Каким образом из организма удаляются остатки пищи? Используй учебник стр. 165 (§ 55, п. I); стр.. 166 (рис. 237, 238); стр. 195, § 65, п. 2 (пищеварительная система); стр. 197 (рис. 292, 293).

Чем отличается пищеварительная система млекопитающих от пищеварительной системы пресмыкающихся?

Используй дополнительный материал

Дополнительный материал

Зубы свойственны большинству пресмыкающихся. Зубы прирастают к краям костей, только у крокодилов они сидят в ячейках челюстей. Зубы одинаковые по форме, острые, приспособленные к схватыванию и размельчению или разрыву добычи (кроме пресмы­кающихся, глотающих пищу целиком). Зубы млекопитающих дифференцированы на группы: резцы, клыки и коренные. Эти зубы имеют разную форму и выполняют особен­ные функции. Резцы — зубы долотообразной формы, с острыми режущими краями, слу­жащие для захватывания и разрезания добычи. . Клыки — конусовидные зубы большинства млекопитающих, расположенные непосредственно за резцами по одному в каждой половине верхней и нижней челюстей. Зубы служат для захватывания и разреза­ния пищи, для защиты. Коренные зубы — высокоспециализированные зубы, для неко­торых характерна складчатая или бугорчатая поверхность, служат для перетирания пищи. Форма, величина и число зубов различны у разных групп зверей. Это связано с характе­ром питания животных.

Собственно кишечник млекопитающих подразделяется на тонкий, толстый и пря­мой отделы. Прямая кишка заканчивается анальным отверстием. Только у одной груп­пы, в которую входят ехидна и утконос, сохраняется клоака. Их называют однопроходными животными.

Чем отличается дыхательная система зверей (млекопитающих) от дыхательной системы птиц? Найдите на рисунке в учебнике органы дыхательной системы. Объ­ясните, каким образом у млекопитающих происходит вдох и выдох, какие особен­ности строения легких способствуют быстрому насыщению крови кислородом.

Как изменились дыхательные системы в связи с переходом животных к наземному образу жизни? Каковы особенности дыхательной системы у различных представи­телей наземных позвоночных?

Используй учебник, статьи «Дыхательная система» на стр. 166—167, 198.

Дополнительный материал

Основным органом дыхания млекопитающих являются легкие. Лишь 1% кислорода поступает через кожные покровы. Для зверей характерно усложнение верхней гортани, образующей голосовой аппарат. Трахеи и бронхи развиты хорошо. Самые мелкие раз­ветвления бронхов — бронхиолы — заканчиваются пузырьками-альвеолами. Легкие имеют, таким образом, альвеолярное строение. В легочных пузырьках ветвятся крове­носные сосуды — капилляры; они окутывают каждый пузырек в отдельности. В связи с возникновением альвеол образуется огромная поверхность для газообмена.

Чем отличается кровеносная система зверей (млекопитающих) от кровеносной системы птиц?

Найдите на рисунке органы (отделы) кровеносной системы.

Используйте: учебник стр. 198 (рис. 295), с гр. 168 (рис. 243). Внимательно рассмотри схемы строения сердца._

Дополнительный материал

Кровеносная система млекопитающих, как и у птиц, характеризуется полным раз­делением артериального и венозного кровотоков, благодаря чему по телу распростра­няется максимально обогащенная кислородом кровь. Сердце четырехкамерное, из левого желудочка отходит одна (левая) дуга аорты. Проходя в тканях по капиллярам, кровь отдает кислород, насыщается углекислым газом, собирается в вены и поступает в правое предсердие. Из правого предсердия венозная кровь поступает в правый желудо­чек, откуда при его сокращении направляется влегочный ствол. Легочный ствол вскоре делится на две легочные артерии — правую и левую, несущие кровь к легким. Из легких артериальная кровь поступает в левое предсердие.

Относительные размеры сердца зависят от степени двигательной активности жи­вотных. Так, у домашнего кролика размеры сердца в три раза меньше, чем у дикого зай­ца. Эта же закономерность выявляется при сравнении этого показателя у комнатной и гончей собак. Частота сердечных сокращений уменьшается по мере возрастания массы животных (и соответственно уменьшается интенсивность обмена). Если у мыши число сердечных сокращений в 1 мин равно 600, то у собаки — 120, у быка — 40-45.

Общее количество крови у млекопитающих больше, чем у позвоночных ниже­стоящих групп, еще важнее, что у млекопитающих значительно больше эритроцитов — клеток крови, которые транспортируют кислород к органам и тканям. В них содержит­ся гемоглобин (вещество, присоединяющее к себе кислород). У млекопитающих в эритроцитах нет ядер, что позволяет увеличить в них содержание гемоглобина. В итоге увеличивается кислородная емкость крови, и к органам и тканям поступает больше ки­слорода. Распространение по телу млекопитающих максимально насыщенной кисло­родом крови и интенсивный кровоток создали предпосылки для постоянно высокого уровня обмена веществ и поддержания постоянной температуры тела (теплокровно­сти). Анатомической основой теплокровности послужили, как и у птиц, утрата одной из двух дуг аорты и развитие полной перегородки в желудочке.

Каковы особенности выделительной системы млекопитающих? Чем она отличается от выделительной системы птиц? Найдите на рисунке в учебнике органы выдели­тельной системы зверей.

Используйте: учебник, стр. 199, стр. 197 (рис. 292), стр. 168.

После окончания работы с карточками учащиеся зачитывают задание и от­вечают на поставленные вопросы. Учитель комментирует ответы, дополняя схему на доске. ,

В результате доработки схемы принимают следующий вид:

Таким образом, мы видим, что млекопитающие имеют особенные черты в строении систем внутренних органов. Благодаря их совершенству у млекопи­тающих поддерживается высокий уровень обмена веществ и высокая и посто­янная температура тела.

За счет чего она не просто высокая, а именно постоянная?

Что позволяет животному регулировать температуру собственного тела?

Послушаем сообщение.

Итак, мы подробно познакомились с внутренним строением млекопитающ­их. Тем не.менее, это только самый первый взгляд на эту группу животных. Звери очень разнообразны, среди них есть более и менее высокоорганизованные. Ни один кпасс позвоночных не дал такого разнообразия форм, как млекопитающие. Наряду с наземными видами, которых большинство, ряд видов в той или иной степени связан с водной средой, многие активно летают по воздуху; кроме того, значительное число зверей обитает в почве, где проходит вся или большая часть их жизни. Млекопитающие питаются разной пищей. Естественно, такие разные животные отличаются друг от друга не только внешне, но и деталями внутреннег-

о строения. С разными отрядами млекопитающих мы будем знакомиться на по­следующих уроках. Но прежце надо обязательно запомнить основные черты систем органов млекопитающих.

Закрепление

Какие особенности строения и деятельности внутренних органов обес­печивают постоянную и высокую температуру тела?

О Установите связь между характером пищи и длиной кишечника у мле­копитающих. Используйте при этом следующие факты: у кролика длина кишечника превышает длину тела в 15 раз, у овцы — в 278 раз, у соба­ки — в 4—6 раз.

Домашнее задание

§ 65, термины, записи в тетради,

Индивидуальное задание: сообщения «Забота о потомстве у млекопитающ­их», «Роды. Выкармливание детенышей молоком».

[1] Составлен на основе урока Н. А. Чеботаревой, учителя биологии ср. школы №40, г.Улья- новск.

Закончите фразы:

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь