Урок 28. Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени

0
600
интернет

Урок 28. Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени

Цели: ознакомить учеников со способами образования действи­ тельных причастий настоящего времени; научить выбирать гласную в суффиксах этих причастий; развивать пунктуационные навыки.

Методические приемы: объяснения учителя, повторение прой­ денного (спряжение глаголов), конструирование словосочетаний, словарная работа.

Ход урока

I . Лингвистическая разминка

Синтаксический разбор предложения: ‘ Чистка плиты и закопченной посуды -трудоемкое занятие.

II . Проверка домашнего задания

Упражнение 89: проверка «по цепочке». Дополнительные вопросы:

Назовите причастия, встретившиеся в предложении: дейст­ вительные и страдательные.

Образуйте краткую форму страдательных причастий.

III . Изучение темы «Действительные причастия
настоящего времени»

1. Записать глаголы в 3-м лице множественного числа в два
столбика ( I и II спряжения), оставляя каждый раз чистую строку:
думать, клеить, брить, гнать, лечить, лелеять, сеять, любить,
строить, каяться-

Выделить окончания глаголов.

2. Образовать от этих глаголов действительные причастия на­
стоящего времени, подписать в свободные строки.

думают

клеят

думающий

клеящий

бреют

гонят

бреющий

гонящий

лелеют

лечат

лелеющий

лечащий

сеют

любят

сеющий

любящий

каются

строят

кающийся

строящий

Вывод: гласные в суффиксах действительных причастий на­ стоящего времени соответствуют гласным глагола (в 3-м лице мно­ жественного числа), от которого они образованы.

Если действительное причастие образовано от глагола I спря­ жения, в суффиксе пишем гласную у (ю), если от глагола II спря­ жения – гласную а (я).

3. Изучение теоретического материала учебника (§ 16, с. 42-43),
беседа по вопросам.

IV . Выполнение упражнений

1 . Упражнение 90: комментированное письмо.
Комментарий: причастие не образуется от глагола построить

(т. к. это глагол совершенного вида).

Упражнение 91: письменно;, взаимопроверка.

Упражнение 92: устно.

Упражнение 93: письменно.

V. Словарная работа

Записать слова, помещенные в рамках (с. 44), в словарики. При­ думать с этими словами предложения, включающие причастные обороты:

Силуэт, поразительный, тонкий, чуткий, изощренный. В каком стиле преимущественно используются, эти слова? Домашнее задание 1- § 16. 2. Упражнение 94.