Урок 28. Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени
Цели: ознакомить учеников со способами образования действи тельных причастий настоящего времени; научить выбирать гласную в суффиксах этих причастий; развивать пунктуационные навыки.
Методические приемы: объяснения учителя, повторение прой денного (спряжение глаголов), конструирование словосочетаний, словарная работа.
Ход урока
I . Лингвистическая разминка
Синтаксический разбор предложения: ‘ Чистка плиты и закопченной посуды -трудоемкое занятие.
II . Проверка домашнего задания
Упражнение 89: проверка «по цепочке». Дополнительные вопросы:
Назовите причастия, встретившиеся в предложении: дейст вительные и страдательные.
Образуйте краткую форму страдательных причастий.
III . Изучение темы «Действительные причастия
настоящего времени»
1. Записать глаголы в 3-м лице множественного числа в два
столбика ( I и II спряжения), оставляя каждый раз чистую строку:
думать, клеить, брить, гнать, лечить, лелеять, сеять, любить,
строить, каяться-
Выделить окончания глаголов.
2. Образовать от этих глаголов действительные причастия на
стоящего времени, подписать в свободные строки.
думают |
клеят |
думающий |
клеящий |
бреют |
гонят |
бреющий |
гонящий |
лелеют |
лечат |
лелеющий |
лечащий |
сеют |
любят |
сеющий |
любящий |
каются |
строят |
кающийся |
строящий |
Вывод: гласные в суффиксах действительных причастий на стоящего времени соответствуют гласным глагола (в 3-м лице мно жественного числа), от которого они образованы.
Если действительное причастие образовано от глагола I спря жения, в суффиксе пишем гласную у (ю), если от глагола II спря жения – гласную а (я).
3. Изучение теоретического материала учебника (§ 16, с. 42-43),
беседа по вопросам.
IV . Выполнение упражнений
1 . Упражнение 90: комментированное письмо.
Комментарий: причастие не образуется от глагола построить
(т. к. это глагол совершенного вида).
Упражнение 91: письменно;, взаимопроверка.
Упражнение 92: устно.
Упражнение 93: письменно.
V. Словарная работа
Записать слова, помещенные в рамках (с. 44), в словарики. При думать с этими словами предложения, включающие причастные обороты:
Силуэт, поразительный, тонкий, чуткий, изощренный. В каком стиле преимущественно используются, эти слова? Домашнее задание 1- § 16. 2. Упражнение 94.