Урок 29. Действительные причастия прошедшего времени

0
448
познание мира

Урок 29. Действительные причастия прошедшего времени

Цели: ознакомить учеников со способами образования дей­ ствительных причастий прошедшего времени; научить выбирать гласную в суффиксах этих причастий; развивать пунктуационные навыки.

Методические приемы: эвристическая беседа, объяснения учи­ теля, лингвистический разбор, конструирование словосочетаний
и предложений.

Ход урока

I . Лингвистическая разминка

Синтаксический разбор предложения:

Когда «Джоконда» была выкрадена неизвестным злоумышлен­ ником из Лувра, на ее поиски были брошены все силы французской полиции.

Отметим краткие формы причастий, образуем от них полные причастия: выкрадена – выкраденный, брошены – брошенный.

П. Проверка домашнего задания

1. Вопросы для закрепления материала.

Как образуются действительные причастия настоящего вре­ мени?

Образуются ли действительные причастия настоящего вре­ мени от глаголов совершенного вида?

От чего зависит выбор гласной в суффиксах действительных причастий настоящего времени?

2. Упражнение 94: обсуждение заглавия текста (варианты: «Дру­ гой мир», «Восхищение миром природы», «Поразительное зрение»);
выделение причастных оборотов; выполнение фонетического раз­ бора на доске.

III . Изучение темы «Действительные причастия прошедшего времени»

Эвристическая беседа.

Мы уже знаем, что причастия тесно связаны с глаголом, и ор­ фография причастий тоже зависит от глагола.

– Как вы думаете, какая форма глагола подскажет, как обра­ зуются действительные причастия прошедшего времени?
(Форма прошедшего времени.)

Попробуем проверить.

– Как образуются формы прошедшего времени у глагола?
(Записываем на доске в столбик.)

(От основы инфинитива, чаще всего с помощью суффикса -л-:

чита ть – читал

тая ть таял

узна ть – узнал

преврати ть – превратил.

Некоторые глаголы прошедшего времени образуются бессу фиксным способом, тоже от основы инфинитива:

нести – нес

расти – рос.)

Образуем от этих глаголов формы действительных причастий настоящего времени, а потом попробуем образовать формы дейст­ вительных причастий прошедшего времени.

Заполним сначала первую и вторую колонки, а затем третью. Перед заполнением третьей колонки спросим:

Если к действительным причастиям настоящего времени можно задать вопрос «что делающий?», то какие вопросы зададим к дей­ствительным причастиям прошедшего времени?

(«Что делавший?’», «Что сделавший?»)

читать

читающий

читавший

таять

тающий

таявший

узнать

(не образуется)

узнавший

превратить

(не образуется)

превративший

нести

несущий

несший

расти

растущий

росший

Почему не образуются действительные причастия настоящего времени от глаголов узнать, превратить! (Это глаголы со­ вершенного вида.)

Образуются ли действительные причастия прошедшего вре­ мени от глаголов совершенного вида? (Да.)

От каких глаголов мы образовывали причастия – переходных или непереходных? (От тех и других.)

Выделим суффиксы действительных причастий прошедшего времени: -вш-, -ш-.

– В каком случае употребляется каждый из этих суффиксов?
(Суффикс -вш-, присоединяется к основам на гласную, суф­ фикс -ш- к основам на согласную.)

Вывод: действительные причастия прошедшего времени обра­ зуются от основ инфинитива (неопределенной формы) переходных и непереходных глаголов совершенного и несовершенного вида при помощи суффиксов -вшг, -ш.

IV. Выполнение упражнений

Упражнение 95: комментированное письмо.

Упражнение 96: самостоятельная работа по вариантам с по­ следующей взаимопроверкой. 1 -й вариант записывает действитель­ ные причастия настоящего времени, 2-й – действительные причас­ тия прошедшего времени.

V . Лингвистический разбор

Задание: сделать словообразовательный разбор и разбор слов по составу.

Завидовавший, обидевший, заросший, раскаявшийся.

VI . Словарная и орфоэпическая работа

Записать слова, помещенные в рамках (с. 46), в словарики, сде­лать их словообразовательный разбор. Придумать с этими словами предложения, включающие причастные обороты.

Прибывший, повлёкший, увядший.

Комментарий. Чтобы запомнить правильное произношение слова прибывший, запишем бесприставочное однокоренное слово бывший, в котором ударение тоже падает на корень.

Прибывший *— прибыть <— быть.

Заметим, что причастие образуется- от глагола прибыть, а не от бесприставочного бывший. Кстати, это слово может быть и причас­ тием, и прилагательным:

Иван Степанович, бывший в то время главным врачом земской больницы, запомнился людям как добрый и отзывчивый человек. (Бывший – причастие).

Очень не хотелось ему встречаться с бывшим другом. (Быв­ ший – прилагательное).

Повлёкший <— повлечь *— влечь

Обратим внимание на чередование согласных в корне: -к-, -ч-. Подберем слова с таким же чередованием: рыбак – рыбачить, маяк – маячить, кулак – кулачный.

Увядший *— увядать *— вянуть

Причастие совершенного вида увядший образовано от основы глагола увядать (несовершенного вида), а не от увянуть (совер­ шенного вида).

Домашнее задание

§ 16,17.

Упражнение 97.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь