Урок 33. Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах причастий настоящего времени

0
625
информатика

Урок 33. Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах причастий настоящего времени

Цели: развивать самостоятельность учеников в обучении, их внимание; расширить знания о страдательных причастиях настоя­ щего времени; показать способ выбора гласной в их суффиксах.

Методические приемы: беседа по вопросам, работа с табли­ цей, конструирование предложений, развитие речи (синтаксическая синонимия), словарная работа.

Ход урока

I . Проверка домашнего задания

На доске чертим таблицу (с. 48), которую заполняем (и в тет­радях), по мере ответов на вопросы. Примеры должны отличаться от примеров учебника.

Вопросы:

Что такое страдательные причастия?

От основ каких глаголов образуются страдательные причас­ тия настоящего времени?

Что такое переходные глаголы?

Какие глаголы относятся к несовершенному виду?

С помощью каких суффиксов образуются страдательные при­ частия настоящего времени?

От чего зависит выбор гласной в суффиксах страдательных причастий настоящего времени?

Глаголы (переход­ ные несовершен­ ного вида)

Спряжения

Суффиксы страда­ тельных причастий настоящего времени

Примеры

– Выбор гласной в суффиксах каких причастий, кроме стра­ дательных причастий настоящего времени, зависит от спря­ жения глагола, от которого образовано причастие? (Выбор гласной зависит от спряжения глагола также в суффиксах действительных причастий настоящего времени.)

II . Выполнение упражнений

1. Упражнение 101.
Комментарий. Дополнительный вопрос:

– Как мы выбираем гласные в окончаниях причастий? (По во­
просу, заданному от определяемого слова: о числе (каком?) –
множимом, снарядом (каким?) управляемым.)

Причастия, являющиеся специальными словами: намагничивае­ мый (из физики); множимом, вычитаемые (из математики).

Упражнение 102: по вариантам (1-й вариант- нечетные слова, 2-й – четные).

Упражнение 103: самостоятельно, с последующей взаимо­ проверкой.

4. Развитие речи (синтаксическая синонимия).
Упражнения 104,105: устный разбор, письменное выполнение по

вариантам (1-й вариант – упражнение 104,2-й – упражнение 105).

III . Словарная и орфоэпическая работа

Записать слово движимый, помещенное в рамке (с. 50), в сло­варики, составить два предложения с этим словом.

Отметим, что встречается это слово преимущественно в пись­ менной речи, в произведениях художественного стиля.

Домашнее задание

1.§ 18 (с. 48-49).

Упражнение 106: письменно.

Упражнение 107: устно (подготовка к диктанту); записать предложения с Прямой речью.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь