Цель: раскрыть понятия о типах кристаллических решеток; установить зависимость
физических свойств от строения вещества.
Оборудование: модели кристаллических решеток хлорида натрия, алмаза, графита,
металлов; модели кристаллических решеток СО2 и йода.
Ход урока
I. Актуализация знаний учащихся.
На доске: НСl, Сl2, H2O, NaCl, BaCl, BaS, O2, NH3, CO2, C.
Задание. Определите тип химической связи в данных соединениях. Какими
свойствами обладают эти соединения?
II. Изучение нового материала.
План лекции:
- Состояния вещества (твердое. жидкое, газообразное).
- аморфные и кристаллические твердые вещества.
- Виды кристаллических решеток (атомные, ионные, металлические, молекулярные).
- Закон постоянства состава вещества.
III. Закрепление (фронтальный опрос).
– По каким признакам вещества нафталин, алмаз, лед, хлорид цезия, карбид кремния можно отнести к веществам с молекулярной, атомной или ионной кристаллическими решетками?
– Выясните сходство и отличие между ионной и атомной кристаллическими решетками.
– В чем сходство и отличие между атомной и молекулярной кристаллическими решетками?
Фронтальная работа
Цель: выработать умение определить тип кристаллической решетки по известным
свойствам веществ и, зная тип кристаллической решетки вещества.
прогнозировать его свойства.
1. Какой тип кристаллической решетки у следующих широко используемых в быту веществ: вода, уксусная кислота (СН3СООН), сахар (С12Н22О11), калийное удобрение (КСl), речной песок (SiO2) – температура плавления 1710 0С, аммиак NH3, поваренная соль?
Сделайте обобщенный вывод: по каким свойствам вещества можно определить тип его кристаллической решетки?
2. По формуле приведенных веществ: Al2O3, CS2, NaBr, C2H2 – определите тип кристаллической решетки (ионная, молекулярная) каждого соединения и на основе этого опишите физические свойства каждого из четырех веществ.
IV. Домашнее задание: §22; стр.82, упр.1, 2, 3, 4, 5.