Цели: совершенствовать умения учащихся распознавать способы выражения подлежащего и сказуемого; сообщить об условии постановки тире между подлежащим и сказуемым; развивать умение учащихся ставить тире в простых предложениях, где подлежащее и сказуемое выражены именами существительными.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
II. Словарно-орфографическая работа.
(нем.) – Jahrmarkt – (буквально) ежегодный торг.
( историч.) – яр|ов|ой – (устар.) яро – весна.
м иниатюра – минимум – киноварь, сурик (лат.)
III. Работа по теме урока.
1. Выполнение упражнения 166.
2. Знакомство с теоретическим материалом, с. 69.
3. Приведите примеры, прокомментируйте построение своих предложений.
IV. Закрепление изученного.
1. Выполнение упражнения 167, проверка.
2. Запись предложений под диктовку с комментированием.
1) Книга – источник знания. 2) Каньон – глубокое ущелье с отвесными краями. 3) Можжевельник – очень крепкое и сильное деревце. 4) Норки – хищные и прожорливые зверьки. (И. Соколов-Микитов.)
V. Выполнение упражнения 168 самостоятельно.
VI. Знакомство с текстом упражнения 170.
– Что такое текст? Назовите признаки текста.
– Найдите в тексте стихотворения предложение, которое выражает главную мысль текста. (1-е предложение.)
– Какие предложения текста убедят вас в том, что «суровой осени печален поздний вид»? (2-е, 3-е, 4-е предложения.)
– Попробуйте лишить текст главного предложения. В этом случае утрачено главное «звено», объединяющее все последующие предложения, которые конкретизируют смысл главного. Именно такая связь предложений в тексте называется параллельной. На схеме это можно показать так:
VII. О порядке главных членов как одном из грамматических средств параллельной связи предложений в тексте.
Внимание! Мы уже говорили о параллельной связи предложений в тексте.
Запомните! Порядок главных членов обычно во всех предложениях текста с параллельной связью одинаков.
· Задание . Сравните тексты по строению предложений.
1. С севера подул слабый ветерок. В воздухе чувствовалась сырость. Вдали раздавались раскаты грома. Вот появилось большое подвижное облако, и на яхту обрушился шквал.
2. Сад осенью сказочно красив! Дубы в нем вековые, могучие. Вечером сад темен и мрачен. Воздух же чист и прозрачен.
VII. Написание сочинения-миниатюры «Осенняя ярмарка».
· Задание . В предложениях используйте сказуемые, выраженные существительными, прилагательными, глаголами.
Домашнее задание : упражнение 170 – стихотворение выучить.