ПРОСТЫЕ И СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ

0
13
редактор изображений

Цели : закрепление сведений о сложном предложении, полученных на предыдущем уроке; тренировка в постановке знаков препинания между частями сложного предложения.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Учащиеся зачитывают предложения, называют грамматические основы.

II. Беседа по вопросам.

1. Какое предложение называется сложным?

2. Какую роль может выполнять союз и в простом и в сложном предложениях?

3. Сколько мыслей несет простое предложение? сложное?

4. С помощью чего связываются простые предложения в составе сложного?

5. к ак называется предложение, если его части связаны по смыслу? если его части связаны при помощи союза?

Отвечая на вопросы, учащиеся приводят примеры.

III. Работа со схемами.

Дать характеристики предложениям по схемам:

– Что интересного вы заметили в схемах ?

Внимание! Союзы и, а, но связывают независимые друг от друга предложения. Союзы и, а могут связывать однородные члены предложения.

IV. Конструирование предложений с опорой на схемы.

1. [ ], [ ]. 2. [ ], и [ ]. 3. [ ], а [ ].

1) Я отогнал собаку. Ежика отнес подальше.

2) Утром прихожу я на пасеку. Толя уже сидит возле улья.

3) Звонко поют птицы. Под деревьями звенят весенние ручейки.

V. Выполнение упражнения 223.

Объясните постановку запятой на схемах.

1) 2) [ ], и [ ]. 3) [ ], а [ ].

4.

VI. Словарный диктант.

1. Волны звучали, солнце сияло, море смеялось. 2. Снова ударил гром, и с шумом и ветром начался ливень. (М. Горький.) 3. Солнце еще не вставало, а жаворонки уже звенели высоко-высоко. 4. Сады почти осыпались, но на яблонях еще висели розовые листья.

VII. Самостоятельная работа с текстом.

• Задание. Поставьте недостающие запятые, выделите грамматические основы в сложных предложениях.

Текст записан или спроецирован на доске.

Над рекой ярко светило солнце. Баржа стояла у стенки причала. На берегу тусклыми пятнами поблескивали замерзшие лужи и на кочках прибрежной тундры из-под снежных шапок там и сям виднелись зеленые клочья травы. Грузчики таскали из трюма ящики и тюки и ловко сбрасывали на бегущую ленту транспортера. Два крана склонились над соседней баржей и потихоньку тащили оттуда целый паровоз.

Шкипер стоял возле трюма и отмечал что-то в записной книжке. Бочки с рыбой грузили быстро, но он торопил и грузчиков и начальство и всех матросов.

Ветер стих и мороз забирал крепче. Молодой ледок широкими масляными блинами плыл по воде и по краям реки кое-где уже белели ледяные полосы. Нужно было спешить да спешить.

И. Назаров

Домашнее задание : упражнение 224.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь