Цели: раскрыть структурные различия простых и сложных предложений; показать, что сложные предложения представляют собой единое целое и характеризуются интонационной законченностью; учить грамотно ставить знаки препинания между частями сложного предложения; читать и составлять схемы простых и сложных предложений, подбирать свои примеры к заданным схемам.
Ход урока
I. Синтаксическая разминка.
Предложения записаны на доске.
Начертите схему, дайте характеристику.
1. Летом пчелы гудят.
2. Летом пчелы гудят в листве, собирают с цветков душистый мед.
3. Летом пчелы гудят в листве и собирают с цветков душистый мед.
– Что соединяет союз и в предложении?
– Какое предложение называется простым?
– Сколько мыслей выражает одно простое предложение?
II. Объяснение нового материала, с. 92–93.
III. Записать предложения на доске и в тетрадях, начертить схемы, дать характеристики.
1. Дверь каморки растворилась, и показался Герасим.
2. Девочка смотрела вслед улетающей птице, и слезы капали у нее из глаз.
3. Таял последний снег, текли ручьи.
4. Дикий виноград обрамляет окно, оно выглядит очень уютно.
– Расскажите, что вы узнали о сложном предложении? о роли союза и?
IV. Образование бессоюзных и союзных сложных предложений из двух простых.
1. Ул_тают жур_вли. Ни_кие осенние обл_ка зав_лакивают небо. 2. С неба свет лился пр_мыми потоками. В_ршины леса казались выпуклыми. 3. Был август. На бере_ках в_сели первые пож_лтевшие листья.
V. Составить предложения к тем схемам, которые обозначают сложные предложения.
VI. Проверочная работа. (Знаки препинания не поставлены).
в а р и а н т I
1. Луна сильно светила и озаряла гору. (В. Гаршин.)
2. Пришла весна закапали сосульки.
3. Командир стоит и конь под ним не шелохнется. (Б. Житков.)
4. Однажды я спускался к морю и увидел маленького пингвиненка. (Н. Снегирев.)
в а р и а н т II
1. Замолкнут и заснут дневные птицы и звери. (И. Соколов-Микитов).
2. Ночь прошла под большой чистой луной и к утру лег первый мороз. (М. Пришвин.)
3. Поезда еще не было слышно и мальчик огорчился. (А. Платонов.)
4. Звучит музыка и на арену цирка выходят два слона.
К л ю ч : в . I – 2, 3. в . II – 2, 3, 4.
Домашнее задание : самостоятельно составить 4–5 сложных предложений, начертить схемы.