Цель : научить определять основу слова.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
II. Знакомство с материалом учебника, с. 156.
III. Закрепление материала.
1. Обозначьте окончание и основу каждого изменяемого слова. Докажите правильность выделения окончания.
(О б р а з е ц:
Тяжесть снега, еловую лапу, нависла над тропинкой, прыгает по ветке, с красной грудкой, кора березы.
2. Выделите основу слов и определите, в какой части слова (основе или окончании) содержится лексическое значение слова.
Труд, трудный, трудиться, работа, рвение, забота, страдание, скорбь.
3. В словах работа, мечта, река найдите и обозначьте морфему. Приведите свои примеры с такой морфемой, но слова должны быть существительными, прилагательными, глаголами.
4. Запишите текст под диктовку. Выделите основы существительных, прилагательных, глаголов.
На земле много воды. Эта вода все время испаряется. Невидимый водяной пар всегда находится в воздухе. Когда воздух охлаждается, из пара образуются мельчайшие капельки воды. Из таких капелек состоит туман. (М. Скаткин.)
– Какова роль окончаний? (Служат для связи слов в предложении или словосочетании.)
5. По морфологическим признакам определите слово.
Смотрит, соловей, ружьё, светлому, удивительно, стреляешь.
6. Выполните упражнение 376.
Домашнее задание: упражнение 377.