ОБОРУДОВАНИЕ КАБИНЕТА ПО НАЧАЛЬНОЙ ВОЕННОЙ ПОДГОТОВКЕ

0
342

ОБОРУДОВАНИЕ КАБИНЕТА ПО НАЧАЛЬНОЙ ВОЕННОЙ ПОДГОТОВКЕ.

Военный кабинет школы- основной обязательный элемент комплекса учебно-материальной базы начальной военной подготовки. В военном кабинете проводятся все теоретические, а также часть практических (например, по изучению материальной части оружия) занятий, на которых ученики приобретают знания и навыки по основам военного дела, приобщаются к героическому прошлому нашей Родины и ее Вооруженных Сил, готовятся к прохождению действительной службы в Вооруженных Силах РК. Этим определяется та мера моральной ответственности, которая возлагается на преподавателя-организатора НВП, создающего школьный военный кабинет.

Назначение военного кабинета.

Под военным кабинетом следует понимать учебное помещение, оборудованное классной мебелью, оснащенное учебными и наглядными пособиями, техническими средствами обучения и устройствами, которые рационально размещены в готовности для систематического применения на уроках и внеклассных занятиях по начальной военной подготовке.

Военный кабинет должен быть в каждой средней общеобразовательной школе. В существующих школьных зданиях для военного кабинета выделяется просторное, светлое помещение. Во вновь строящихся школьных зданиях (учебных комплексах) военный кабинет размещается в предназначенном для него помещении площадью 54-60 м с примыкающими к нему лаборантской и комнатой для хранения оружия. Лаборантская имеет вход из военного кабинета, а комната для хранения оружия – из коридора. Такой вариант размещения военного кабинета и примыкающих к нему помещений следует считать оптимальным.

Военный кабинет общеобразовательной школы оборудуется с целью:

– создания необходимой учебно-материальной базы для изучения (преимущественно теоретического) всех разделов учебной программы начальной военной подготовки;

– проведения учебных занятий и внеклассных мероприятий по начальной военной подготовке учащихся, по закреплению и углублению полученных знаний;

– пропаганды военных знаний и проведения оборонно-массовых мероприятий в интересах военно-патриотического воспитания учеников и ориентации их на военные профессии.

Военный кабинет средней школы должен отвечать следующим основным требованиям:

– представлять собой помещение, удобное для занятий, удовлетворяющее санитарно-гигиеническим нормам, с примыкающей к нему лаборантской, предназначенной для хранения приборов, наглядных учебных пособий и учебного имущества;

– быть постоянно готовым для проведения уроков и внеклассной работы:

– способствовать решению в ходе урока не только учебных, но и воспитательных задач:

– обеспечивать максимальное достижение наглядности в обучении и одновременно создавать условия для выполнения учениками самостоятельных заданий;

– обеспечивать возможность для широкого применения технических средств обучения;

– содержать учебную литературу, наглядные пособия и имущество по начальной военной подготовке согласно табелю;

– сочетать наглядность и содержательность экспонируемых материалов с художественностью оформления интерьера.

При подборе и экспонировании средств наглядной агитации следует исходить из того, что они как по своему содержанию, так и по внешнему оформлению должны служить пропаганде военных знаний, повышать интерес учащихся к разделам и темам программы начальной военной подготовки, подчеркивать важность и государственное значение укрепления обороны страны.

Анализ опыта организации военных кабинетов в школах страны позволяет утверждать, что значительная часть оборудования этих кабинетов и учебных наглядных пособий может быть разработана и изготовлена силами самих школ. Непосредственной разработкой оборудования и наглядных пособий, как правило, занимается военный руководитель, а изготовлением их – художественно-оформительские комбинаты, школьные мастерские, ученики и учителя.

В этой работе военный руководитель должен опираться на актив старшеклассников, силами которого можно решить немало задач по созданию учебно-материальной базы. Активное привлечение учащихся к созданию и совершенствованию учебно-материальной базы для проведения военно-спортивной работы и начальной военной подготовки – одно из направлений военно-спортивной игры «Улан».

Оборудование военного кабинета.

Оборудование военного кабинета должно соответствовать задачам начального военного обучения и военно-патриотического воспитания учащихся, удовлетворять определенным техническим и эстетическим требованиям, предъявляемым к школьным учебным кабинетам.

Оборудование военного кабинета включает в себя мебель, учебно-методическое оборудование, учебные пособия и технические средства обучения, а также некоторые приспособления и устройства.

Мебель военного кабинета предназначена как для оборудования рабочих мест военного руководителя и учеников (классная мебель), так и для размещения и хранения учебного оборудования (мебель подсобных помещений). К классной мебели относятся: стол военного руководителя, ученические столы, настенная классная доска с оборудованием, подставка для проекционной аппаратуры и магнитофона, различные стулья.

Мебель подсобных помещений состоит из шкафов различного назначения, полок, пирамид (шкафов) для оружия, столов для чистки оружия, монтажных столов всех типов и пр.

Основу учебно-методического оборудования военного кабинета составляют подвесные стенды или турникеты. Они оборудуются, как тематические по одному на каждый раздел учебной программы и предназначены для периодической или постоянной демонстрации всех наглядных пособий, кроме экранных (кино- и диафильмов, диапозитивов).

В военном кабинете обычно устанавливают 5-7 тематических стендов: 1. Вооруженные Силы на страже Родины; 2.Тактическая подготовка; 3.Огневая подготовка; 4.Уставы Вооруженных Сил РК; 5.Строевая подготовка; 6.Военная топография; 7.Гражданская оборона (если нет класса гражданской обороны). По своим размерам и конфигурации стенды могут быть неодинаковыми, так как различен объем учебного материала по каждому из разделов учебной программы.

На стендах размещаются планшеты, содержащие текстовой или графический материал – комплексно или раздельно – по основным учебным вопросам темы. Количество и содержание планшетов, экспонируемых на каждом стенде, определяется в зависимости от сложности раздела и наличия печатных учебных пособий по данной теме. На стендах желательно помещать такой материал, который нужен для выполнения домашних заданий, внеклассной работы или подготовки к контрольным занятиям, а также материал, дополняющий учебник. При этом графические и текстовые материалы, экспонируемые на стенде, должны не просто повторять то или иное положение учебника, а развивать его, давать к нему наглядную иллюстрацию.

Кроме подвесных стендов, или турникетов, к учебно-методическому оборудованию военного кабинета относятся также витрины, подмакетники, инвентарные подрамники, демонстрационные столы, стойки (подставки) для схем, приборов и пр.

Учебные пособия военного кабинета (их наименования, виды и количество) в основном определены табелями снабжения. В их числе – учебное и малокалиберное оружие, снаряжение, модели, макеты, графические наглядные пособия, уставы, наставления, и т.д. Кроме того, значительное количество наглядных пособий изготовляется силами школ. К ним относятся рельефные макеты местности, стрелковые приборы и тренажеры, экранные наглядные пособия, в частности диапозитивы, диафильмы, узкопленочные «любительские» кинофильмы.

Согласно Перечню, военный кабинет должен иметь один экземпляр Боевого устава Сухопутных войск, часть 3 (взвод, отделение, танк), который отпускается по табелю снабжения. Из приобретаемых за плату следует иметь: 2 экземпляра сборника общевоинских уставов, по 20 экземпляров устава внутренней службы Вооруженных Сил РК, устава гарнизонной и караульной служб, дисциплинарного и строевого уставов Вооруженных Сил РК, 1 экземпляр наставлений по стрелковому делу, 2 экземпляра «Программы начальной военной подготовки молодежи», экземпляр рекомендаций по оборудованию и совершенствованию учебно-материальной базы, по 20 экземпляров учебников по начальной военной подготовке, по военной топографии, по 20 экземпляров учебных пособий по гражданской обороне и по медико-санитарной подготовке.

Литературу, необходимую ученикам для предстоящих занятий, рекомендуется заблаговременно выставлять в одной из витрин военного кабинета.

Технические средства обучения являются важным элементом оборудования военного кабинета. С их помощью не только достигается максимальная наглядность при изучении разделов и тем учебной программы, но и существенно экономится учебное время. Особенно большое значение имеют проекционные средства: эпидиаскопы, диапроекторы, графопроекторы и кинопроекционные аппараты.

Военный кабинет необходимо оснастить следующими техническими средствами: графопроектором с комплексом приборов, инструментов к нему для черчения и запасом специальной пленки; диапроектором; кинопроектором 8-ммуниверсльным; кинопроектором 16-мм; магнитофоном любой современной марки со скоростями движения звуконосителя 4,45 – 18,00 мм/с (с запасом магнитной ленты в 5 км).

Для самостоятельной работы учеников с диафильмами целесообразно использовать диапроектор «Свет» – наиболее простой в обращении и дешевый прибор, а для проведения группового программированного контроля знаний учеников иметь соответствующие приборы и устройства. Установка в военном кабинете проекционной, звукозаписывающей и другой аппаратуры вызывает необходимость иметь специальные приспособления и устройства.

Приспособления и устройства в военном кабинете включают: приспособления для затемнения помещения (зашторивания окон), для подвески и опускания (свертывания) киноэкрана, пульт дистанционного управления техническими средствами и приспособлениями (устройствами), кабельную электрическую проводку.

Приспособления для затемнения помещения (зашторивания окон) могут быть с ручным или электрическим приводом. Если военный кабинет оснащен разнообразными техническими средствами обучения, приспособлениями и устройствами для перемещения классной доски, выключения освещения кабинета и отдельных стендов (витражей), затемнения окон, управления демонстрацией диафильмов и кинофрагментов, меняющимися экспозиционными щитами с наглядными пособиями, то на столе преподавателя необходимо иметь пульт дистанционного управления этой аппаратурой.

ОФОРМЛЕНИЕ КАБИНЕТА НВП

ОФОРМЛЕНИЕ КАБИНЕТА НВП

ОФОРМЛЕНИЕ КАБИНЕТА НВП1

ОФОРМЛЕНИЕ КАБИНЕТА НВП2

ОФОРМЛЕНИЕ КАБИНЕТА НВП

ОФОРМЛЕНИЕ КАБИНЕТА НВП3

Место для практического изучения обязанностей дневального по роте.

МЕСТО ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ОБЯЗАННОСТЕЙ ДНЕВАЛЬНОГО ПО РОТЕ

Место для практического изучения обязанностей дневального по роте оборудуется обычно у входной двери. Оборудование места для практического изучения обязанностей дневального включает: доску документации дежурного по роте, которую оформляют в соответствии с указаниями ст. устава внутренней службы, тумбочку с макетом телефонного аппарата, вблизи которой устанавливают (вешают) огнетушитель;

Снаряжение дневального (макет штыка-ножа, поясной ремень, солдатский головной убор) и повязку дежурного по роте из красной материи размером 10 * 30 см.

Учебное место для изучения обязанностей дневального по роте оборудуют не только на время занятий по изучению уставов внутренней службы, но и при размещении учеников в лагере во время трехдневных полевых занятий (сборов). При этом следует учитывать условия размещения учащихся (палатки или казарменные помещения).

КАБИНЕТ ПО НВП

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь