Эпиграф к уроку:
Культура – это накопленный опыт человечества в упорядоченной форме.
А. Ахлезер
Тип урока: изучение нового материала.
Цель: показать взаимосвязь духовной и материальной культуры, роль науки и искусства.
Учащиеся должны знать, что:
1) главное в культуре – человек;
2) материальная и духовная культура прочно взаимосвязаны;
3) цель науки – получение знаний о реальном мире;
4) искусство раскрывает ценности человека и человечества, формирует чувства прекрасного, доброты, достоинства личности.
Учащиеся должны понимать, что такое:
1) культура;
2) материальная культура;
3) духовная культура;
4) наука;
5) искусство;
6) художественный образ.
Учащиеся должны уметь:
1) определять общее и различное в материальной и духовной культуре;
2) раскрывать сущность научного познания;
3) объяснять основные понятия;
4) показывать связь искусства с общественной обстановкой.
I. Изучение нового материала.
ПЛАН
1. Сокровищница достижений человека и человечества.
2. Находить истину.
3. Художественное творчество.
1. Работа со схемами.
– Рассмотрите схемы. Зарисуйте их в тетрадях.
2. Слово учителя.
Функции культуры:
1) познавательная – целостное представление о народе, стране, эпохе;
2) оценочная – отбор ценностей, обогащение традиций;
3) регулятивная или нормативная – система норм и требований общества ко всем его членам во всех областях жизни и деятельности;
4) информативная – передача и обмен знаниями, ценностями, и опытом предшествующих поколений;
5) коммуникативная – способность сохранять, передавать и тиражировать культурные ценности; развитие и совершенствование;
6) социализации – усвоение индивидом системы знаний, норм, ценностей, приучение к социальным ролям, нормативному поведению, стремление к самосовершенствованию.
– Что такое материальная и духовная культура? Что они в себя включают?
Наука – систематизированное познание действительности, воспроизводящее ее существенные и закономерные стороны; деятельность, направленная на получение объективных знаний о мире; способ освоения бытия, имеющий своей целью рациональную реконструкцию мира на основе постижения его существенных закономерностей.
– Рассмотрите схему 5 и расскажите о функциях науки.
Задание 1. Прочитайте текст и ответьте на вопросы: какую характеристику дает автор науке? Почему он считает, что наука и научность не одно и то же. Согласны ли вы с таким мнением?
НАУКА И НАУЧНОСТЬ НЕ ОДНО И ТО ЖЕ
Никто серьезно не сомневается в ценности науки. Наука – неоспоримый факт, нужный человеку. Но в ценности и нужности научности можно сомневаться. Наука и научность – совсем разные вещи. Научность есть перенесение критериев науки на другие области духовной жизни, чуждые науке. Научность покоится на вере в то, что наука есть верховный критерий всей жизни духа, что установленному ей распорядку все должно покоряться, что ее запреты и разрешения имеют решающее значение повсеместно. Научность предполагает существование единого метода. Никто не станет возражать против требования научности в науке.
Но научность не есть наука и добыта она не из науки. Никакая наука не дает директив научности для чуждых ей сфер. Астрономия, физика, геология или физиология нимало не заинтересованы в научности философии, в научном распорядке культуры. Научность (не наука) есть рабство духа у низших сфер бытия, неустанное и повсеместное сознание власти необходимости, зависимости от мировой тяжести. Научность есть лишь одно из выражений утери свободы творческого духа. В этом смысле научность глубоко симптоматична. Германский критицизм мечтает дисциплинировать дух научностью, мечтает спасти дух от хаоса. Это коренная германская идея, что все должно быть оправдано научным гносеологическим сознанием. Но на все распространенная дисциплина научности есть выражение рабства духа и дробления духа. Германские философы и брак хотели бы сделать наукообразным и методически оправданным. В этом сказывается безбрежный германский рационализм. Наука есть специфическая реакция человеческого духа на мир, и из анализа природы науки и научного отношения к миру должно стать ясно, что навязывание научности другим отношениям человека к миру есть рабская зависимость духа.
По специфической своей сущности наука есть реакция самосохранения человека, потерянного в темном лесу мировой жизни. Чтобы жить и развиваться, должен человек познавательно ориентироваться в мировой
данности, со всех сторон на него наступающей. Для этой охраняющей его ориентировки человек должен привести себя в соответствие с мировой данностью, с окружающей его мировой необходимостью. Наука и есть усовершенствованное приспособление к данному миру, к навязанной необходимости. Наука есть познание необходимости через приспособление к мировой данности и познание из необходимости. (Н.Бердяев.)
Задание 2. Ответьте на в о п р о с ы :
– Почему наука не может быть отделена от жизни? Какие изменения произошли в этике науки? Несет ли ответственность ученый за свои открытия, их применение?
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ УЧЕНОГО
Нет науки, которая полностью была бы отделена от жизни. Даже самому бесстрастному ученому не чуждо человеческое: он хочет быть правым, желает убедиться, что интуиция не обманывает его, надеется добиться известности и успеха. Эти надежды стимулируют его, так же как и жажда знания.
Сегодня вера в возможность четкого отделения объективного знания от процесса его поисков разрушена самой наукой. В реальной науке и ее этике произошли изменения, которые делают невозможным сохранение старого идеала служению знанию ради него самого, идеала, в который верило мое поколение. Мы были убеждены, что он никогда не может обернуться злом, поскольку поиск истины есть добро само по себе. Это был прекрасный сон, от которого нас пробудили мировые события. Даже тот, кто погрузился в эту спячку глубже, чем другие, очнулся в августе 1945 года от взрывов первых атомных бомб, сброшенных на японские города. С тех пор мы поняли, что результаты нашей работы полностью связывают нас с жизнью людей, с экономикой и политикой, с борьбой за господство между государствами и что поэтому на нас лежит огромная ответственность. (М. Борн.)
Задание 3. Рассмотрите схему 6 и расскажите о видах искусства.
Искусством называют специфическую форму общественного сознания и человеческой деятельности, которая представляет собой отражение окружающей действительности в художественных образах.
III. Закрепление.
Вопросы:
1. Что такое культура?
2. Какими путями человек приобщается к культуре?
3. Почему понимание прошлого помогает понять и оценить настоящее?
4. Можно ли утверждать, что культура – это духовная деятельность, духовное производство и духовное потребление? Ответ обоснуйте.
5. Что такое массовая культура? В чем проявляется негативное воздействие на человека массовой культуры?
Домашнее задание: § 26; задание на с. 159-160.