Урок 31 «БОРИС ГОДУНОВ» А. С. ПУШКИНА – ПЕРВАЯ ПОДЛИННО РУССКАЯ ТРАГЕДИЯ (В. Г. БЕЛИНСКИЙ)

0
416
преподавание

Урок 31
«Борис Годунов» А. С. Пушкина – первая
подлинно русская трагедия (В. Г. Белинский)

Цели: расширить и углубить представление учащихся о Пушкине – историке и драматурге; познакомить школьников с творческим и идейным замыслом «Бориса Годунова»; рассмотреть основные проблемы трагедии и их освещение Пушкиным; показать, как изображен народ в трагедии; в чем, по Пушкину, его сила и слабость.

Ход урока

Эпиграф к уроку:

Мы вопрошаем и допрашиваем прошедшее, чтобы оно объяснило нам наше настоящее и намекнуло о нашем будущем.

В. Г. Белинский

I. Вступительное слово учителя.

В Михайловском Пушкин написал историческую пьесу «Борис Годунов» (1825 г.), в которой правдиво и ярко воссоздал картины прошлого. Поэт добился того, чтобы, говоря его собственными словами, «воскресить минувший век во всей его истине».

Всю историческую действительность того времени, многоликую и пеструю Русь эпохи «многих мятежей» показал Пушкин. «Русь конца XVI – начала XVII века» – главное действующее лицо пьесы» (Д. Д. Благой).

Самым приемлемым жанром для такого изображения Пушкин считал трагедию. Именно в трагедии «можно показать зависимость судьбы человека от судьбы народа», решить вопрос о политических судьбах страны. «Что развивается в трагедии? Какая ее цель? Человек и народ. Судьба человеческая, судьба народная» – так поэт определял сущность трагедии.

Таким образом, Пушкин создал реалистическую, подлинно народную трагедию и в то же время на материале истории пытался решить важнейшие вопросы современности – о взаимоотношении власти и народа, о роли народа в истории.

Какими источниками пользовался Пушкин? События, факты и лица поэт заимствовал из «Истории Государства Российского» Н. М. Карамзина и летописей. «Карамзину следовал я в светлом развитии происшествий; в летописях старался угадать образ мыслей и язык тогдашнего времени», – написал Пушкин.

Кроме того, Пушкин перечитал трагедии Шекспира. «Шекспиру я подражал в его вольном и широком изображении характеров, в небрежном и простом составлении типов», – сообщал поэт в «Набросках предисловия к «Борису Годунову».

II. Выступления учащихся с докладами или сообщениями.

1. Основная тема трагедии – царь и народ. Борис Годунов в изображении Пушкина.

Правление Бориса Годунова – смутная пора. Царь Борис взошел на престол путем преступления – убийства царевича Димитрия, сына Ивана IV. Хотя Пушкин наделил своего героя некоторыми положительными чертами, тем не менее объяснил падение власти Бориса главным образом социальными обстоятельствами. На борьбу с ним выступило боярство, казаки, польская шляхта, но главное – восстал народ против Годунова, а народ – определяющая сила истории.

2. Царь Борис и Самозванец.

Изображая борьбу Годунова и Самозванца за власть, Пушкин срывает с них «личину справедливости и божественного произволения» (А. И. Ревякин). Оба они – тираны и злодеи, добившиеся царской власти преступлениями и презирающие народ.

Борис – политик, понимающий всю сложность обстановки в стране, не опирается ни на одну общественную группу. Самозванец же пользуется поддержкой многих социальных сил и на первых порах – народа. Но он не смог сохранить такое отношение народных масс к нему.

3. Народ и его роль в трагедии.

Народ – главный герой трагедии. Ему отведено в композиции произведения центральное место: он появляется в самом начале трагедии, он же и завершает ее. Без народной поддержки бессильны и цари, и бояре.

«Народ безмолвствует». В этом безмолвии – приговор Самозванцу. Он осужден народом единодушно, и это предрекает ему скорый конец. Народ в изображении Пушкина – мятежная стихия. Свергнуть тиранов он может, но обеспечить себе благо и свободу не в состоянии. Причина этого – темнота, политическая несознательность народных масс.

Домашнее задание.

1. Прочитать «Маленькие трагедии».

2. «Моцарт и Сальери». Какова позиция Пушкина в оценке двух типов художников: Моцарта и Сальери? Характеры, взгляды и поступки героев.

поурочный план, 10 класс, русская литература