Уроки 74–75 СЛОВО О МАЯКОВСКОМ. «ГРОМАДА-ЛЮБОВЬ» И «ГРОМАДА-НЕНАВИСТЬ»

0
845
программирование

Уроки 74–75 слово о маяковском. «громада-любовь» и «громада-ненависть»

Цели: познакомить с очерком жизни и творчества поэта, его любовной лирикой; работать над чтением «лесенки» поэта.

Ход уроков

I. Работа по теме урока.

1. Чтение учителем стихотворения «А вы могли бы?» и его анализ.

– Догадались, кто автор этого стихотворения?

Конечно. Сегодня наш разговор – о В. В. Маяковском, с творчеством которого мы уже ранее знакомились с вами, отмечая и пристрастия поэта к гиперболам, и необычность тонической системы, и новаторство поэта в лексике (его неологизмы).

Не правда ли, очень необычно содержание этого стихотворения-вызова, использованы необычные метафоры, яркие контрасты.

– В чем же состоит конфликт поэта с окружающим миром? Какова роль метафоры в оформлении этого конфликта?

Окружающий поэта-футуриста мир не соответствует его представлениям. Он, во-первых, будничный – метафора «карта будня» и означает заведомую расчисленность будней, уподобленных географической карте, с отсутствием на ней таинственной, манящей неизвестности – такой, в общем, и была карта мира к 1913 году. Далее, героя окружают, оскорбляя его, пошлые предметы быта. «блюдо студня» из их числа, эта еда фигурирует как мещанская в поэзии Маяковского. Вывеска рыбного магазина («жестяная рыба») создает урбанистическую картину давящего, теснящего мегаполиса. Ну, а «водосточная труба» завершает картину противопоставленного человеку, угрожающего ему своей пошлостью мира вещей.

Поэт-футурист переделывает мир неудовлетворяющей его действительности. Он «сразу смазал» (обратите внимание на аллитерацию) «карту будня», плеснув на нее краски, то есть праздник. Преображение мира продолжается: поэт видит «косые скулы океана» (еще одна метафора), преображается и «жестяная рыба», ведь по форме она напоминает губы (а этот образ – метафора любви в лирике Маяковского). И мелодия ноктюрна – музыка ночи, сыгранная «на флейте водосточных труб», инструментирует мир, созданный поэтом по своим меркам. Метафора в поэзии раннего Маяковского – основной способ пересоздания мира, постижения связи отдельных явлений, главная формула его поэтического открытия.

2. Чтение и обсуждение статьи учебника (с. 97–102, II ч. ).

– Что поразило вас в личности Маяковского?

– Какие факты личной и творческой жизни поэта привлекли ваше внимание?

3. Анализ стихотворений.

Поэзия Маяковского – ораторская по сути и форме, она предполагает присутствие публики, причем вряд ли благосклонно расположенной к поэту, потому что поэт часто «заводит» ее дерзким вызовом. Уподобление грубо-прозаической водосточной трубы изысканно-поэтической флейте тоже должно шокировать публику, привыкшую отделять язык поэзии от языка «улицы». Своей задачей в поэзии Маяковский считал сближение литературы и жизни.

Послушаем еще один вызов Маяковского миру сытых и богатых.

1) Чтение и анализ стихотворения «Нате!» (с. 388–389).

– В чем вы видите конфликт поэта с миром? Каковы ценности поэта и ценности толпы?

Перед нами картина выступления поэта в артистическом кафе «Розовый фонарь» (это улично-дразнящее название, очевидно, было придумано по контрасту с салонно-манерным «Зеленая лампа», названием литературного общества пушкинского времени). Поэты-футуристы часто выступали перед столичной и провинциальной публикой, и одной из форм «привития» ими своих новаторских идей толпе был скандал, эпатаж. В стихотворении показано именно такое выступление – вряд ли понравятся публике дерзкие характеристики, портреты «пошлых» мужчин и женщин, собравшихся развлечься. Но задачу поэзии Маяковский видел совсем в другом.

Конфликт здесь возникает из резкого противопоставления «толпы» и поэта (традиционная тема русской поэзии: ее разрабатывали Пушкин, Лермонтов). Люди, перед которыми должен «кривляться» поэт, забавляя их, меряются поэтом своеобразной меркой – количеством «обрюзгшего жира». Не по литру или килограмму, а «по человеку» вытопит он через час, и «чистый переулок» станет грязным. Возникает характерный для молодого Маяковского контраст сильного, стройного поэта и жирных, старых его врагов.

Чтобы дать толпе представление о своих ценностях, поэт упоминает «шкатулки» своих стихов – ведь в шкатулках у этих буржуа драгоценности, и шкатулки эти не открываются перед людьми, поэт же «открыл» их. В «шкатулках стихов» лежат более ценные вещи – «бесценные слова», которые он, опять же в отличие от накопителей-мещан, мотает и транжирит.

«Стоглавая вошь» – метафора отвратительного паразитизма, тупого единства этой «толпы», которая хочет смять «бабочку поэтиного сердца». Но поэт может, если ему надоест «кривляться», захохотать и «радостно плюнуть» в лицо лощеной публике. Этим неэстетическим жестом и завершается стихотворение, озаглавленное «Нате!».

2) Чтение и анализ стихотворения «Послушайте!».

В сравнении с задорным выкриком «А вы могли бы?», с дерзким вызовом, бравадой стихотворения «Нате!», в «Послушайте!» совсем другая – проникновенная, исповедальная, даже просительная – интонация.

Мы впервые слышим поэта, который не боится показаться беззащитным; он обращается к людям, которые его понимают. Прихотливая строфика этого стихотворения доносит до читателя прерывающийся голос, волнение лирического героя. В просьбе «чтоб обязательно была звезда» – детская наивность, максимализм.

Пафос этого стихотворения передает страстную борьбу человека за идеал. Существование без идеала, без смысла названо здесь «беззвездной мукой», идеал – «звезда». Лирический герой Маяковского активен в отстаивании своих ценностей и поэтому, несогласный с бессмысленным существованием, отсутствием звезд на небе, «врывается к Богу» (гиперболизм). Целуя «жилистую руку» творца, он верит, что действительно «не перенесет эту беззвездную муку».

Бог внял его мольбам – на небе появилась звезда. И только после этого герой «наружно» успокоился, ему стало «не страшно», хотя он остался «тревожным» – это тревога за свой идеал. Герой стихотворения противопоставлен людям, для которых звезды – это «плевочки», а не «жемчужины», для которых вовсе не обязательно, «чтобы они были».

4. Сообщения учащихся: «адресаты Маяковского»; «особенности любовной лирики Маяковского».

5. Выступление учащегося «Громада-любовь».

II. Итог уроков.

Домашнее задание: подготовиться к уроку по творчеству Н. А. Заболоцкого (с. 148–151, II ч.); индивидуальные сообщения о жизни и творчестве.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь