1. Проверка домашнего задания.
2. Работа с текстом.
– Прослушайте предложение из рассказа М. Зощенко «Аристократка». Найдите ошибку в употреблении одного из местоимений.
Ежели баба в шляпке, ежели чулочки на ней фильдекосовые, или мопсик у ней на руках, или зуб золотой, то такая аристократка мне и не баба вовсе, а гладкое место.
– В чем заключается ошибка? Исправьте ее.
– Объясните прибавление согласной Н к местоимению.
– Выпишите все местоимения из предложения.
Учитель читает предложение второй раз.
– Определите их падеж.
– Напротив каждого местоимения запишите его начальную форму.
– Определите разряд выписанных местоимений.
– У личных местоимений укажите лицо.
– Определите число и род местоимений, если это возможно.
– Сделайте вывод о постоянных и непостоянных признаках местоимений, опираясь на запись.
3. Работа по вариантам.
Задание: выписать из предложений местоимения, охарактеризовать их как часть речи.
1-й вариант: На билеты я не посмотрел, а они разные. Который мой – внизу сидеть, а Васькин – аж на самой галерке.
2-й вариант: А я говорю хозяину:
– Сколько с нас за скушанные три пирожные?
– С вас, говорит, за скушанные четыре штуки столько.
4. Цифровой диктант.
Задача учащихся – вычленить отрицательные местоимения и поставить е/и напротив соответствующего номера предложения.
1. Никакого письма я не получал.
2. Этот человек не ищет ничьей дружбы.
3. Вернуть книгу было некому.
4. Нечем было написать записку.
5. В саду ничего не росло.
6. В огороде нечего было поливать.
7. Ничто не ранит так, как ранит стыд.
8. Даже лучший сокол никого не поймает, если не дать взлететь ему.
Ответ:
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
и |
и |
е |
е |
и |
е |
и |
и |
5. Самостоятельная работа (упр. 448).
6. Итог урока.
– Что значит сделать морфологический разбор местоимения?
Игра на сообразительность. Учитель называет разряд местоимения и указывает на любого учащегося. Задача – привести пример.
Домашнее задание: упражнение 449; подготовить ответы на контрольные вопросы (с. 190–191).