Урок 34/4. Химические уравнения. Реакции разложения и соединения.

0
694
анимация

Цель: сформировать у учащихся представление о химическом уравнении, индексах,

коэффициентах, реакциях соединения и разложения; познакомить учащихся с

законом сохранения массы веществ.

Оборудование: кусочек медной проволоки, спиртовка. тигельные щипцы, красный

фосфор, кристаллизатор с водой. метиловый оранжевый,

фенолфталеин, NaОН, НСl, прибор для разложения воды. прибор для

получения кислорода, КМnО4.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Самостоятельная работа

(индивидуально-дифференцированная)

Цель: проверить умения различать физические и химические явления.

Вариант I

Из приведенного перечня явлений выпишите те, которые относятся к химическим явлениям:

а) при нагревании вода превращается в пар; а при пропускании через нее

электрического тока она превращается в два газообразных вещества –

водород и кислород;

б) при работе автомобильного двигателя бензин, испаряясь, образует с

воздухом рабочую смесь, которая затем сгорает в цилиндрах;

в) для приготовления домашнего шипучего напитка кристаллы лимонной кислоты

растворяют в воде, затем в полученный раствор добавляют пищевую соду

(при этом происходит обильное выделение газа с шипением);

г) серебряные ложки со временем чернеют, но эта чернота быстро исчезает,

если их поместить на несколько минут в столовый уксус.

Вариант II

Выпишите отдельно, какие из описанных явлений относятся к физическим:

а) при поджигании свечи парафин сначала плавится, а затем сгорает;

б) при включении в сеть электролампочка излучает свет и тепло;

в) на медных предметах образуется зеленый налет;

г) при растирании в ступке кристаллов медного купороса и серы образуется

порошок зеленого цвета;

д) при сильном измельчении кусочек бесцветного стекла превращается в

белый порошок;

е) при пропускании углекислого газа через известковую воду образуется

осадок;

ж) если к духам или одеколону прилить воды, то происходит образование

мути.

Вариант III

Приведите по три примера физических и химических явлений, которые играют существенную роль в быту, технике, поясните их значение.

II. Изучение нового материала.

а) Объяснение учителем закона сохранения массы веществ, алгоритма составления химических уравнений, реакций соединения и замещения.

б) Демонстрация опыта горения красного фосфора и образования Н3PO4;

реакции нейтрализации NaОН и НСl;

электролиз воды;

разложения КМnО4 и гидроксида железа (III).

III. Закрепление.

а) Прочитайте текст, комментируя выделенные понятия.

Перескажите его друг другу.

Химическая реакция.

В природе происходят физические и химические явления. Химические реакции сопровождаются определенными признаками. Для протекания реакции необходимы условия. Сущность химических реакции с позиций атомно-молекулярного учения – перегруппировка атомов. Химические реакции можно выразить с помощью химического уравнения, которое составляется в соответствии с законом сохранения массы. По окончании химической реакции имеется столько же атомов каждого химического элемента, сколько их было до начала реакции.

Составляя уравнение реакции, нельзя забывать о расстановке коэффициентов. По числу, составу исходных веществ и продуктов реакции различают реакции соединения, разложения и т.д.

Коэффициенты пред формулами веществ в уравнении реакции можно рассматривать как количество вещества, участвующего в реакции.

б) Выполнение упражнений («Рабочая тетрадь», стр.90, упр.2).

в) Лабораторный опыт («Рабочая тетрадь», стр.92, упр.4).

Прокаливание меди в пламени спиртовки

Цель: научиться определять признаки химических реакций и описывать условия их

проведения, закрепить знания о законе сохранения массы веществ.

IV. Подведение итогов урока.

V. Домашнее задание: §27 (стр.96 – 99 до слов «Если в раствор

сульфата меди (II) …»); стр.100, упр.1, 2 (в, г).