Цель занятия: формировать понятия «гражданин», «казах станец»; развивать представления об уважительном отношении к Родине и государственным символам; воспитывать чувства любви и гордости за свою многонациональную Родину – Рес публику Казахстан.
Методы: рассказ, беседа, объяснение, практическая работа, игра, упражнение, работа с книгой.
Ресурсы: хрестоматия, альбом, аудиозаписи с различной классической и казахской народной музыкой, аудиозапись Гимна, карта Казахстана, нарисованная на ватмане, голубая лента, блюдца с красками.
Круг радости
– Вы знаете, что рано-рано утром, когда приходит пора про сыпаться, по радио торжественно звучит Гимн нашей страны.
Это значит, что встает солнце, которое согревает нашу Родину.
И я думаю: как хорошо, что мы живем в Казахстане. Какое счастье, что все мы – граждане своей страны. Вы обратили внимание, что я сказала слово «граждане». Гражданин – это очень важное и хорошее слово
Чтобы понять его, я приглашаю в круг радости. Возьмемся по кругу за эту голубую ленту и представим, что это границы нашей Родины. Поднимем ее вверх и сделаем так, чтобы мы оказались внутри круга, а лента – снаружи.
Лента образовала своеобразную границу Республики Казахстан. Мы родились в Казахстане, значит мы – граждане своей страны. Родина защищает нас и заботится о нас.
Мы – дети своей родной страны! Живем мы в Казахстане!
И этим мы горды!
Помечтаем
– Дети, сегодня мы отправимся в путешествие в волшебную
страну. Вы можете закрыть глаза, если вам хочется.
Звучит музыка.
– Представьте себе, что вы попали в страну радости и друж бы (пауза). В этой стране живут очень добрые и счастливые лю ди. Здесь всем хорошо, и каждый может делать то, что ему нра вится (пауза). В этой стране люди заботятся друг о друге и ста раются сделать что-нибудь приятное для других (пауза). Все жители этой страны любят свою Родину и гордятся ею. И солн це в этой стране светит особенно тепло и ярко (пауза), потому что это любимая Родина, Отчизна. Улыбнитесь солнцу.
_ – Кто хочет поделиться своими впечатлениями?
– Что, по-вашему, значит слово «Родина»?
– А как вы понимаете выражение «любить Родину»? (Рассуждения детей).
Разминка «Нам хорошо»
Разминка сопровождается движениями.
В Казахстане мы живем. Есть у каждого свой дом, Есть работа, Есть друзья, Мама, папа есть И Я!
Мы играли, веселились, Мы шутили и резвились,
А теперь пришла пора Почитать нам, детвора.
Почитаем
А. Митяев. «Велит почтение»
Дети сказали отцу:
Мы заметили, когда приходят бабушка и дедушка, ты встаешь и не садишься, пока они не сядут. Почему так?
Родители кормили меня, одевали, учили, растили, воспи тывали — ответил отец. — За все это у меня к ним уважение и
почтение. Оно то и велит мне стоять.
А почему люди стоят, когда исполняется Гимн? Тоже велит почтение?
Да. Почтение к нашей Родине. Мы дышим ее воздухом. Пьем ее воду, едим хлеб, собранный с ее полей. Мы гордимся ее
историей и ce годняшними делами, верим в ее прекрасное буду щее. А Гимн – это торжественная песнь Родине. Как же не
встать, когда исполняется Гимн!
Мы всегда будем слушать Гимн стоя, – сказали дети отцу.
Конечно, – сказал отец. – Но почтение еще велит выучить Гимн наизусть. Когда люди поют Гимн, они торжественно обе щают любить Годину.
Побеседуем
– Объясните, пожалуйста, почему мы встаем, когда звучит
Гимн страны?
Давайте с уважением и почтением к Родине исполним Гимн Казахстана.
Звучит фонограмма.
_ Что вы почувствовали, когда исполняли Гимн любимой страны?
(Ответы детей).
Творческая работа «Ладошка дружбы»
Воспитатель демонстрирует детям карту Казахстана, н a рисованную на ватмане.
– Все мы – граждане Казахстана – живем в мире и согласии друг с другом. Представим, что ладонь каждого из нас – символ
дружбы.
На столе приготовлены блюдца с разными красками, разве денными водой. Воспитатель предлагает детям обмакнуть ла дошку в блюдце с краской и сделать отпечаток на ватмане внутри карты Казахстана.
– Вам понравилось, как выглядит наша страна?
(Ответы детей).
– У граждан Казахстана есть друзья из России, Китая, Кыр гызстана, Узбекистана и других стран.
А вы хотели бы подружиться с детьми из других стран? Да вайте протянем им руку дружбы.
Дети «печатают» ладони за контуром Казахстана, развернув пальцы в сторону других стран.
Обобщаем
– Все мы зовемся гражданами своей страны. Мы гордимся своей Родиной, почитаем и любим ее.
X . Мухамедьяров. «Моя страна»
– Послушайте, как о нашей стране написал поэт.
Шире океана
Ты, моя страна!
Как цветок прекрасна,
Велика, сильна!
Давайте мы тоже представим себя поэтами и выразим свою любовь: «Моя страна велика, как … и прекрасна, как …». Например:
«Моя страна велика, как горы, и прекрасна, как звезды». «Моя страна велика, как степь, и прекрасна, как солнце» и т.д.
Круг «От сердца к сердцу»
Дети, взявшись за руки, повторяют за воспитателем:
Казахстан – земля родная,
Очень любим мы тебя.
Море, горы, даль степная –
Это — Родина моя!
Горжусь тобой и почитаю,
Тебя, любимая страна,
Ведь ты взрастила маму с папой
И вот теперь растишь меня!
Домашнее задание
– Найдите, пожалуйста, вместе со взрослыми любую картин ку или фотографию, рассказывающую о Казахстане. Вырежьте ее и наклейте в альбом.
Дополнительный материал к занятию:
А. Стариков «Мама и Родина»
Мама и Родина очень похожи: Мама – красивая, Родина – тоже!
Вы присмотритесь: у мамы глаза Цвета такого же, как небеса.
Мамины волосы, словно пшеница, Что на бескрайних полях колосится. Мамины руки теплы и нежны, Напоминают луч солнца они.
Если поёт мама песню, то ей Вторит весёлый и звонкий ручей… Так и должно быть: что дорого нам, Напоминает всегда наших мам!