Уроки 65–66 РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА: МНОГООБРАЗИЕ ЖАНРОВ И НАПРАВЛЕНИЙ

0
12
вязание

Уроки 65–66 русская литература хх века: многообразие жанров и направлений

Цели: продолжать обучать конспектированию; учить обмениваться мнением о прочитанном.

Ход уроков

I. Проверка домашнего задания. Работа по теме урока.

1. Беседа по вопросам статьи (с. 41–42, II ч.), конспектирование.

– Какие традиции сохранялись в русской литературе на рубеже XIX–XX вв.? (Традиции русской классической литературы.)

– Почему после 1917 г. русская литература разделилась на две, развивающиеся параллельно? (Часть писателей эмигрировала.)

– Какая тема господствовала в литературе 20-х гг.? (Тема гражданской войны.)

– Какие события нашли отражение в литературе 30-х гг.? (Художественное осмысление свершившихся в стране событий.)

– Что исследовали писатели, посвятившие свои произведения Великой Отечественной войне? (Политические и нравственные истоки победы.)

– Каковы основные особенности литературы 50–70-х гг.? (Происходит переосмысление роли войны, отражаются противоречия наступившей мирной жизни; в пьесах – острота нравственных конфликтов; период «оттепели»: критический подход к истории и современной жизни народа и государства; взлет поэзии; «деревенская проза».)

– Какие имена драматургов, поэтов, прозаиков этого периода вам знакомы? (Драматурги: Вампилов, Арбузов, Розов, Шварц; поэты: Евтушенко, Вознесенский, Ахмадулина, Рождественский, Рубцов; прозаики: Шукшин, Распутин, Астафьев, Белов и др.)

– Как вы понимаете выражение «авторская песня»?

– Что принципиально нового было осуществлено в литературе 80–90-х гг.? (Стали доступны произведения писателей русского зарубежья, писателей – узников сталинских лагерей: Солженицына, Шаламова; новое звучание получила тема народного подвига в Великую Отечественную войну; увидели свет произведения известных авторов: Ахматовой, Твардовского и т. д., писавшиеся «в стол».)

– В последнем абзаце статьи сказано, что история русской литературы ХХ в. – трагическая. Почему?

1) Губительное воздействие цензуры на литературу («запрет» на Б. Пильняка, Е. Замятина, М. Булгакова и др.);

2) 30-е гг. – репрессии (расстрелы, лагеря) (И. Бабель, О. Мандельштам), публичные преследования (М. Цветаева);

3) эмиграция цвета русской литературы (И. Бунин, А. Куприн, И. Шмелев);

4) тенденция приведения литературы к единому методу – социалистическому реализму.

2. Работа со словарем литературоведческих терминов: понятие социалистический реализм.

3. Обмен мнениями о прочитанном, прослушивание отзывов.

1) А. И. Куприн. «Олеся»;

2) М. И. Цветаева. «Мой Пушкин»;

3) Ю. Н. Тынянов. «Смерть Вазир-Мухтара»;

4) М. А. Шолохов. «Донские рассказы»;

5) А. И. Солженицын. «Крохотки»;

6) К. Д. Воробьев. «Убиты под Москвой»;

7) Ф. Искандер. «Праздник ожидания праздника».

II. Итог уроков.

Домашнее задание:

1) прочитать статью о И. А. Бунине (с. 44–49, II ч.), рассказ «Темные аллеи»;

2) индивидуальное задание: подготовить литературный монтаж о жизни и творчестве писателя, включив его стихотворения, высказывания о нем критиков, других писателей.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь