СТРАХ
Спуск казался таким крутым, что у Коли замирало сердце всякий раз, когда он смотрел вниз. А рядом на ветке черемухи сидели снегири и ехидно косились на Колю, как будто хотели посмеяться над ним.
Мальчик взглянул на свои лыжи и вздохнул. Третий день подряд приходил он на гору и подолгу стоял здесь, а съехать не решался.
Вдруг к Коле подошла Таня.
– Чего стоишь? – спросила она.
– Так.. устал.
И сам не зная зачем, Коля вдруг соврал:
– Восемь раз уже съехал.
Таня неторопливо подошла к краю обрыва. Только успел Коля подумать, что девчонка обязательно струсит, как Тани на обрыве уже не оказалось. Как ветром сдуло.
Коля быстро наклонился и глянул вниз. Маленькая фигурка летела стремглав с откоса. К горлу мальчика подступил какой-то комок. Стало жарко и стыдно. Коля подождал, пока Таня начала подниматься в гору, потом подошел к обрыву, подвигал лыжами и крепко зажмурил глаза.
Дальше он помнил только, как рот захлестнул сильный ветер. Мальчика швырнуло в сторону, он кубарем покатился вниз. Мокрым противным снегом залепило глаза и уши. Кряхтя, Коля вылез из сугроба и принялся искать шапку. Сердце его бешено и радостно стучало. Мальчик бодро поднялся на гору и поправил крепления. Страха больше не было. Страха, у которого глаза велики.
1. Работа с текстом.
1) Первичное чтение полностью.
– Прослушайте текст, объясните его название.
– На какие части можно разбить текст?
2) Чтение по частям
– Прослушайте первую часть и скажите, с помощью каких средств автор передает чувства Коли перед спуском?
– Озаглавьте эту часть.
– Прослушайте вторую часть. Почему Коля соврал?
– Почему Коле стало стыдно после Таниного спуска?
– Каким вы представляете себе Колю в этот момент?
– Озаглавьте эту часть.
– Прослушайте третью часть и отметьте средства, которыми автор описывает стремительный спуск Коли.
– Как изменилось состояние Коли?
– Озаглавьте эту часть.
3) Повторное чтение полностью.
– Прослушайте текст и назовите его ключевую фразу. (У страха глаза велики.)
– Как вы ее понимаете?
2. Пробный пересказ (на усмотрение учителя). Один ученик пересказывает, другие его поправляют в случае необходимости.
3. Самостоятельная работа (написание изложения).