Уроки 49–50 ПОЭЗИЯ РОДНОЙ ПРИРОДЫ. ПУШКИН, ЛЕРМОНТОВ, ФЕТ, ТЮТЧЕВ, МАЙКОВ – ПЕВЦЫ РОДНОЙ ПРИРОДЫ. АНАЛИЗ ЛИРИЧЕСКОГО СТИХОТВОРЕНИЯ

0
20

Уроки 49–50 ПОЭЗИЯ РОДНОЙ ПРИРОДЫ. ПУШКИН, ЛЕРМОНТОВ, ФЕТ, ТЮТЧЕВ, МАЙКОВ – ПЕВЦЫ РОДНОЙ ПРИРОДЫ. АНАЛИЗ ЛИРИЧЕСКОГО СТИХОТВОРЕНИЯ

Цели урока: создать на уроке лирическую атмосферу; определить своеобразие лирики указанных поэтов; начать работу над анализом лирического стихотворения; работать над выразительным чтением стихотворений.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Тетради с письменной работой по рассказу Толстого «После бала» собрать.

1. Слово учителя.

В своих письменных работах вы, надеюсь, раскрыли, какая проблема, поставленная в рассказе «После бала», является для вас более важной; несомненно, отметили, что в движении человека к нравственной высоте видел писатель возможность развития и обновления мира. Способность человека к нравственному самосовершенствованию, по мысли Толстого, и есть жизнь.

Возможно, именно поэтому на Кавказе Толстой начинает работать над художественной автобиографией и пишет повесть «Детство», которую отправляет в Петербург в самый популярный тогда журнал «Современник», где она была восторженно встречена самим Некрасовым и напечатана в 1852 г. «Детство» явилось первой частью задуманной тетралогии «Четыре эпохи развития». Осуществлены были еще 2 части – повесть «Отрочество» и «Юность», а замысел четвертой лишь в неполном виде реализован в рассказе «Утро помещика».

2. Рассказ учащихся (индивидуальное задание) о повести «Отрочество».

Повесть «Отрочество» была напечатана в 1854 г., а «Юность» – в 1857 г. Имя Толстого стало в один ряд с именами лучших русских писателей того времени. В своей трилогии писатель отобразил новый художественный взгляд на мир. Его герой смотрит на окружающее не глазами взрослого человека, оценивающего свое детство и детский душевный опыт, а глазами ребенка с его незамутненным сознанием, свободным от предрассудков взрослого мира и оттого способным к безукоризненным нравственным оценкам. Толстой утверждает, что этот детский опыт всегда живет в человеке и не отменяется житейским опытом взрослого. Такой взгляд на развитие человека, его душевного мира был подлинным открытием и принес Толстому славу художника-психолога. Толстой делал предметом своего психологического исследования не сформировавшийся характер героя, а сложнейшее соединение в душе человека различных временных срезов, отражающих этапы формирования его личности и создающих неповторимый облик каждого человека. Присутствующий в душе взрослого детский опыт может служить для него порой безошибочным критерием в выборе точного поведения и даже способствовать самосовершенствованию человека. Детская душа имеет для Толстого свойство восстанавливать гармонию с окружающим миром в силу своей чистоты и непосредственности, но взрослый мир затуманивает детское мироощущение и гасит эту способность, приводя тем самым человека к разладу с миром и самим собой. Этот разлад особенно болезненно сказывается в отрочестве, самом сложном периоде развития личности. Утратившая непосредственную чистоту нравственного чувства душа отрока становится открытой лишь для восприятия отрицательных сторон жизни и дурных эмоций. Потеряв доверие к миру, человек сосредотачивается на самом себе, и поэтому рвутся его душевные связи с окружающим.

3. Отзывы учащихся о прочитанной повести.

– Что открыли для себя?

– Что особенно запомнилось, понравилось?

– С чем не согласны?

4. Заключительное слово учителя.

Но и в этих обстоятельствах нравственное чувство не угасает в человеке совсем. Пробуждению души способствует возникновение дружбы и способность к ней. Юность, с точки зрения Толстого, подобна весне с ее пробуждением, и поэтому у человека рождается желание восстановить утраченные связи с миром, ощущение единения с ним. Но и это отнюдь не безоблачный путь. Напротив, идя по нему, человек вынужден преодолевать разнообразные препятствия, прежде всего связанные с душевными противоречиями. Выдержать все невзгоды, тревоги, волнения, не зачерстветь душой нам помогают любимые страницы поэзии, музыка, живопись.

(Звучит музыкальный фрагмент из цикла «Времена года» П. И. Чайковского.)

III. Объявление темы и цели урока.

IV. Работа по новой теме.

1. Слово учителя.

Пушкин и Лермонтов… Тютчев и Фет… «Как хорошо ты, о море ночное…» (чтение стихотворения Тютчева учителем или подготовленным учеником).

– Как встретили вы эту поэтическую страницу?

– Какие строки, а может быть, отдельные слова сразу же остались в памяти и почему память ваша «избрала» именно их?

– А может быть, стихотворение это вам что-нибудь напомнило?

Конечно же, море! Но мы же не в море вглядываемся, хотя и в него тоже вместе с поэтом, но больше все же вслушиваемся и «вглядываемся» в строки его, да и заняты мы искусством!

И ничего в мире искусства не напомнило вам это стихотворение?

Море в живописи – Айвазовского, полотна его! А кто-то, может быть, вспомнит Куинджи, пейзажи его, правда не морские, однако же Днепр, который может соперничать с морем, особенно у Куинджи, в его «Лунной ночи на Днепре».

Вглядитесь в творения Айвазовского и Куинджи (перед классом – репродукции картин).

Как близки услышанные нами строки стихотворения и живописные полотна!

А вот еще один сюрприз: (чтение учителем или подготовленным учеником стихотворения Фета «Шепот, робкое дыханье…»).

– Почему оно, это стихотворение, пусть пока лишь отдельными словами, но осталось в памяти? О чем оно? В чем тайна очарования фетовских строк, их неизъяснимой прелести?

В изяществе, но не столько картин (они очень неотчетливы, туманны), сколько звучания, мелодии, когда слова переливаются одно в другое, рождая музыку стиха…

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца…

Действительно ли музыка? Как строка, сотканная из слов, становится музыкой?

А все дело в звуках, пронизывающих строки, отзывающихся один в другом: т-е-н-о-ч… А протяжность строк, мимолетность их? Всего 2–3 слова, как дуновение ветерка, как шепот, «как дыханье», причем непременно «робкое».

И еще. Обратили внимание на пристрастие гениального поэта к безглагольным стихотворениям, построенным преимущественно на именах существительных?

2. Чтение стихотворения Фета «Первый ландыш» (с. 43, учебник).

– Как оживает природа весной?

– Как это отражается на настроении человека? Понаблюдайте, вслушайтесь в перемены, замеченные поэтом.

3. Чтение стихотворения А. Н. Майкова «Поле зыблется цветами…»

Тему весеннего пробуждения человека и природы мы слышим и в стихотворении Майкова. (Работая над выразительным чтением, обратить внимание на отточия, синтаксис стихотворения.)

4. Чтение учеником стихотворения Тютчева «Весенние воды».

А вот об этом стихотворении Некрасов писал: «Читая их, чувствуешь весну, когда сам не знаешь, почему легко и весело делается на душе, как будто несколько лет свалилось с плеч».

Кажется, нет русского человека, который со школьной скамьи не знал «весенних вод», «Весенней грозы», «Чародейкою зимою…»

«Мы дивимся и восхищаемся тому, как мог аристократ, проживавший в городе и довольно долго в заграничье, почувствовать душу земли подобно истинному земледельцу, труженику, ибо предзимнее «отдыхающее поле можно только почувствовать, а не увидеть».

5. Чтение стихотворения «Есть в осени первоначальной…».

Тютчев – певец природы. Он стремится уловить ее душу, язык, понять и объяснить во всех ее проявлениях. Ему представляется высшим блаженством, доступным человеку, любоваться многообразными проявлениями жизни природы.

(Звучит фрагмент пьесы «Октябрь» из цикла «Времена года» Чайковского.)

6. Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Осенний вечер» (восприятие, истолкование, оценка).

(Предлагаем ученикам прослушать стихотворение «Осенний вечер» в исполнении М. Царева.)

– Какое настроение создается при чтении? Попробуйте подобрать цветовую гамму, чтобы передать это настроение. (Поэт описывает природу в ее осеннем праздничном убранстве. Ее «умильная таинственная прелесть» наложила свой мягкий умиротворяющий отпечаток на интонацию стихотворения. Основная цветовая гамма – светлые, слегка желтоватые краски, а по этому светлому полю – мазки яркого черного, багряного, желтого и т. п. – цвета, которые помогают передать, как тревожными нотами в стихотворение врываются слова о «зловещем блеске и пестроте дерев», о порывистом холодном ветре, предвещающем природе «ущерб, изнеможенье».)

Рассматривание рисунков-впечатлений учащихся об увиденном в стихотворении (индивидуальное задание).

Стихотворение не просто показывает определенное состояние природы. найдите сравнение, которое является его основой. («Короткая улыбка» увядающей природы сравнивается со «стыдливостью страданья», которое проявляется в «разумном» существе. Поэт мастерски передает нерасторжимое единство состояния человека и природы.)

В народном сознании живет благоговейное и трепетное отношение к стихийным силам природы, и чем загадочнее эти силы, тем больше к ним притяжение человека, тем больше родственная связь и больше желание продлить такую «загадочность». загадочность сил природы и связи с ними человеческой жизни Тютчев показывает с помощью «свернутого сравнения».

«Осенний вечер» – не просто пейзажная лирика. В стихотворении сделана попытка показать не одну конкретную картину (как мы и видели в работах наших ребят-художников), но общую сущность русских осенних вечеров; не просто передать впечатление, но осмыслить его как феномен жизни природы. Попытка подыскать аналогии явлениям природы в явлениях жизни «существа разумного», то есть человека, говорит о сближении и взаимопроникновении в творчестве Тютчева двух миров – человека и природы, разделенных в XVIII веке философией эпохи Просвещения. Таинственная прелесть осенних вечеров становится поводом для размышления о человеческой судьбе и о божественной сущности страдания.

1822 год. После окончания Московского университета Ф. И. Тютчев поступает на службу в Государственную коллегию иностранных дел и уезжает в Мюнхен, в русскую дипломатическую миссию. Стремится познакомиться с лучшими умами Европы, некоторое время живет в Париже, слушает лекции выдающихся ученых. Становится одним из самых образованных людей своего времени. Спустя три года он первый раз приезжает в отпуск в Россию. Летом 1830 г. Тютчев вновь приезжает в Россию и проводит в Петербурге 4 месяца. Именно 1830 годом датировано стихотворение «Осенний вечер».

Некрасов видит в этом стихотворении пример «удивительной способности» поэта «охватить характеристические черты картин и явлений природы». «Каждый стих его, – добавляет Некрасов, – хватает за сердце, как хватают за сердце в иную минуту беспорядочные, внезапно набегающие порывы осеннего ветра; их и слушать больно и перестать слушать жаль. Впечатление, которое испытываешь при чтении этих стихов, можно только сравнить с чувством, которое овладевает человеком у постели молодой умирающей женщины, в которую он был влюблен. Только талантам сильным и самобытным дано затрагивать такие струны в человеческом сердце…»

– Как, с помощью чего трогает поэт наши сердца?

Поражает обилие эпитетов, которые создают ощущение богатейшей живописи: «умильная, таинственная прелесть», «зловещий блеск», «… багряных листьев томный, легкий шелест», «туманная и тихая лазурь / над грустно-сиротеющей землею…», «прерывистый, холодный ветр», «кроткая улыбка увяданья». «Холодный ветр», налетающий порою, предстает перед нами «как предчувствие сходящих бурь». Вообще, все стихотворение представляет собой развернутую метафору: чувство, которое вызывает в поэте «светлость осенних вечеров», ощущается им как кроткая улыбка увяданья, которая сравнивается с «божественной стыдливостью страданья» в человеке.

Необычна, как мы уже отмечали, и цветовая палитра стихотворения: «светлость» вечеров сочетается со «зловещим блеском» и «пестротой дерев», «багряным» цветом листьев, «туманной» лазурью. Яркие тона словно задернуты покрывалом тонкого тумана. Природа еще живет, но уже чувствуется приближение зимнего сна: «… и на всем / та кроткая улыбка увяданья…».

Стихотворение написано 5-стопным ямбом, все три строфы имеют перекрестную рифмовку. Рифма стихотворения богатая: лазурь – бурь, увяданья – страданья, на всем – зовем.

«Осенний вечер» своим началом напоминает стихотворение «Есть в осени первоначальной…» (1857 г.). двадцать семь лет разделяют эти произведения, и мы можем видеть, как двигался поэт от обобщающей живописности к емкой простоте и лаконичности.

IV. Подведение итогов урока.

1. Слово учителя.

Русская природа в изображении наших поэтов самостоятельная и очень важная тема, благодаря которой в поэзии были совершены значительные художественные открытия в познании человеческого характера.

В заключение нашего урока обратимся к стихотворениям А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова об осени.

2. Чтение учеником-ассистентом стихотворения А. С. Пушкина «Цветы последние милей…».

– Какие чувства подчеркивают эпитеты данного стихотворения?

– Как вы думаете, почему последние цветы кажутся поэту милее?

3. Чтение учеником-ассистентом стихотворения М. Ю. Лермонтова «Осень».

– А каковы наблюдения Лермонтова над поведением, жизнью природы в осеннюю пору? Что изменяется в его собственном настроении?

Домашнее задание: подготовить выразительное чтение наизусть одного из стихотворений о природе; письменный анализ одного их стихотворений с использованием экспрессивной и терминологической лексики (я изумлен (а)меня захватило то, как поэт… мне было не по себе оттого, что… меня пленила таинственная музыкальность (драматизм, напряженность, загадочность), не сразу понял (а)… меня захватила экспрессия образов, картин…); прочитать рассказы А. П. Чехова «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви».

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь