Уроки 23–24 ВЫПОЛНЕНИЕ ЭСКИЗА ЛЕПНОГО ПРЯНИКА И РОСПИСЬ ГОТОВОГО ИЗДЕЛИЯ

0
98

Вид деятельности: декоративно-прикладное творчество, лепка.

Цели: ознакомить с произведениями народного декоративно-прикладного искусства (художественная резьба по дереву); развивать творческое воображение и изобразительные навыки; воспитывать любовь к истории своего народа, потребность в сохранении и бережном отношении к историческим памятникам и другим культурным ценностям; способствовать эстетическому восприятию произведений декоративно-прикладного искусства.

Оборудование: для учителя и для учащихся – цветной пластилин, стеки, соленое тесто, краски.

Ход уроков

I. Организация класса.

II. Беседа.

В старину русский человек не представлял себе родины без золотистой рубленой избы, сторожевой башни под шатром, «чудного и дивного» храма. Радость и счастье он связывал со светлыми, просторными хоромами; безопасность и воинскую доблесть – с несокрушимыми башнями крепостных стен; идеал красоты и величия духа – с глубокой человечностью и монументальностью стройных храмов, единственных в то время общественных сооружений. С замечательной силой и полнотой воплотился в деревянном зодчестве характер русского народа, его талант и могучий творческий дух, многовековой архитектурно-строительный опыт и высокоразвитое чувство красоты. Строили раньше широко, с удалым русским размахом. Избы большие, массивные, уютные, добротные. Но избы строились не только добротными, но и красивыми. Главное украшение избы – кружевная резьба причелин и полотенца. Их свисающие «кисти» по своим очертаниям напоминают стилизованную кисть руки. Избу венчал резной конек. Окна также украшались причудливой резьбой, в которой угадывались лозы винограда, необыкновенной красоты птицы или символы солнца.

Но самыми удивительными строениями в русском зодчестве были церкви, которые строились без единого гвоздя. Это было действительно уникальное искусство русских мастеров.

Сейчас эти уникальные строения русских деревянных церквей собраны в Кижах на одном из островов Онежского озера.

Самая несравненная по своей красоте Преображенская церковь. Это не просто старинная деревянная церковь – это сказка куполов. Двадцать два купола. Разметали в стороны свои крылья стрельчатые «бочки» – словно русских красавиц кокошники. А на гребнях – стройные барабаны и луковичные главы с крестами, покрытые чешуей серебристого лемеха. В северные белые ночи светятся они загадочным фосфорическим блеском; на закате, когда солнце медленно и величаво опускается в воды озера, полыхают тревожным багрянцем. Один ярус, другой, третий, четвертый… Все выше и выше, и в самое небо врезалась верхняя глава, венчающая всю эту грандиозную тридцатисемиметровую пирамиду. «Несравненная сказка куполов» – такой удивительной, ни на что не похожей церкви, пожалуй, не знает вся история русского зодчества. И в то же время Преображенская церковь – это закономерное развитие древних, исконно русских архитектурно-строительных традиций, наиболее яркое и совершенное воплощение художественных вкусов, сложившихся в народе.

Но Русь славилась не только резными избами, теремами, уникальными церквами, но и с древнейших времен любили на Руси пряники по названию городов. Это пряники с начинкой из пастилы, варенья или мармелада, но отличают их картинки и надписи.

В «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина, помните, старуха, когда стала царицей, ест печатный пряник.

За столом сидит она царицей,

Служат ей бояре да дворяне,

Наливают ей заморские вина,

Заедает она пряником печатным…

Почему печатный пряник, ведь печатают книги, газеты, а как же печатают пряники?

Для этого брали деревянную дощечку из дерева мягкой породы: липы, осины, тополя. На такой дощечке вырезали изображение птиц, растений, зверей, рыб, солнца… Узор углубляли стамеской, делая выемки по рисунку, чтобы в них поместилось пряничное тесто. Пряники выпекают на дощечках, а когда они испекутся, их переворачивают и вынимают дощечки. На прянике остается тот узор, какой вырезал мастер.

Сейчас пряники можно есть сколько хочешь, а вот 200–300 лет назад пряники подавались даже не каждому гостю.

Пряники подавали гостям в день именин, на крестины детей, на свадьбах.

С пряниками было связано много народных обычаев. Их дарили в знак уважения и любви. Особые пряники пеклись на торжества в больших количествах и по специальным заказам.

В каждом доме бывают гости. На стол ставятся красивые фарфоровые чашки, сахарница, вазочки с вареньем и блюдо с пряниками. Нет ничего вкуснее, чем откусывать по кусочку пряник и запивать его глоточками горячего, ароматного чая. Даже сахар можно не класть – настолько пряники сладкие. Мы пьем чай с пряниками и не подозреваем, сколько интересного можно рассказать про них.

Хлеб тяжким трудом доставался человеку, и его стали считать священным. Из первого зерна, собранного в поле, непременно выпекали большой каравай и посвящали его богам. Люди верили, что боги полакомятся их вкусными подношениями и будут добрее: Солнце не выжжет посевы и вовремя выпадет дождик.

Пряник придумали в глубокой древности. Главное в прянике то, что он делается на меду, добавляют в него пряные, пахучие травы – отсюда и название: пряник.

В наших булочных продаются пряники мятные – белые, круглые. Кто их не пробовал! Мятными пряники называются потому, что в них добавляют мяту.

Знамениты пряники тульские, вяземские, городецкие.

По народному поверью считалось, что пряники имеют целебное свойство и помогают в лечении тяжелых болезней.

Разнообразным было на Руси употребление пряников, а поэтому был велик на них и спрос. Фигурные пряники продолжают делать и в наши дни и формы для них вырезают из дерева.

– Кто из вас угощался пряником с картинками?

– Какие изображения были на пряниках?

III. Самостоятельная работа.

Творческую работу учащиеся выполняют, учитывая следующие условия:

1) цвет пряника – цвет медово-коричневого теста с украшениями из белого и цветного сахара;

2) пряник выполняется по предварительному рисунку, роспись пряника выполняется на следующем уроке.

Последовательность выполнения работы. (См. Приложение.)

1) Раскатывается пласт пластилина или соленого теста толщиной 1 см.

2) На выровненной поверхности острием стеки наносится контурный рисунок.

3) По контуру рельефного рисунка проложить скатанные жгутики.

4) Пространство между жгутиками заполнить пластилином или тестом.

5) С помощью стеки придать деталям четкую форму.

IV. Рассказ о резьбе по дереву.

Среди художественных работ в нашей стране самой распространенной и любимой в народе издавна была резьба по дереву.

Резьбой украшали жилища и корабли, мебель, посуду, орудия труда – прялки, швейки, вальки.

Многовековая культура художественной резьбы по дереву имеет национальные традиции, которые передаются из поколения в поколение при украшении резьбой деревянных домов, создании бытовых, декоративных изделий. Лучшие образцы таких изделий, созданных народными мастерами-резчиками, бережно хранятся в музеях нашей страны.

Существует много видов резьбы по дереву, которые можно подразделить на следующие основные группы: рельефная, ажурная, объемная.

Геометрическая резьба – один из самых древних видов резьбы по дереву. Она выполняется в виде двух-, трех- и четырехгранных выемок, образующих на поверхности узор из геометрических фигур – треугольников, квадратов, окружностей.

В далекие времена каждая геометрическая фигура и различные их сочетания имели свое символическое значение. Так, розетка с лучами являлась символом солнца. Геометрическая резьба выгодно отличается от других видов резьбы большим разнообразием приемов художественного оформления деревянной поверхности.

В развитии резьбы по дереву большую роль сыграла кудринская резьба. Для этой резьбы характерны растительные мотивы с закругленными листьями, плоский полированный орнамент, почти полностью закрывающий поверхность, и матовый тонированный фон с начеканкой узора из точек.

Кудринской резьбой украшали посуду и другие предметы быта. Дерево и в наши дни остается излюбленным материалом художников. Из него создают скульптуру, резные декоративные изделия. В области художественной обработки дерева работают народные мастера и художники-профессионалы.

Вы художники своего изделия – лепного пряника. Сегодня завершающий этап работы над вашим изделием.

Свое изделие вы можете подарить или оставить себе как сувенир.

V. Завершение работы над лепным пряником.

Выполняется роспись подарочного пряника яркими сочными красками.

VI. Итог уроков.

Анализ и оценка готовых изделий.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь