Уроки 22-23. Социальная стратификация

0
661
хакер

Чтобы быть довольным своим положением, необходимо сравнивать его с положением худшим.

Б. Франклин

Цели: актуализировать знания об обществе и общественных отношениях; формировать у учащихся представление о различных видах социальных отношений и социальной стратификации.

Ход уроков

I. Организационный момент

(Звучит мелодия И.О. Дунаевского из кинофильма «Дети капитана Гранта». Начиная занятие, учитель сообщает о главных задачах изучения модуля «Социальная сфера».)

Взаимодействие людей в обществе связано со многими проблемами. Их решение не всегда очевидно, требует определенного жизненного опыта. Но если сегодня нет ответа на какой-либо вопрос, надо подумать об этом завтра, как это делала Скарлетт О’Хара, и тогда все подводные рифы будут благополучно преодолены, как преодолели все препятствия герои кинофильма для достижения своих целей.

II. Актуализация знаний

– Что такое общество?

– Перечислите общественные сферы.

– Каково взаимодействие общественных сфер?

Выслушав несколько ответов на последний вопрос, учитель отмечает, что однозначное разделение сфер общества возможно лишь теоретически. В реальной жизни они взаимосвязаны и взаимозависимы. Например, социальная сфера – это система социальных отношений, т. е. отношений между группами людей, занимающими различное положение в социальной структуре общества. Термины «социальная сфера» и «социальные отношения» употребляются и в более широком смысле как система всех отношений между людьми в обществе, как интегративное понятие, объединяющее все подсистемы в единое целое.

III. Изучение нового материала

План

1. Социальное расслоение. Его причины и последствия.

2. Человек в малой группе.

3. Исторические системы социальной стратификации.

4. Социальный статус.

1. Социальное расслоение. Его причины и последствия

Учитель организует обсуждение проблемы о причинах и последствиях социального расслоения. Подводя итоги, учитель акцентирует внимание учащихся на том, что:

• в современных условиях информационного общества недостаточно анализировать структуру общества с традиционной классовой точки зрения;

• социальная структура современного общества усложняется по мере его поступательного развития;

• в современном обществе появились новые социальные образования (менеджеры, олигархи и т. д.), которые невозможно однозначно отнести к какому-нибудь классу;

• одна из причин сложившейся ситуации – активный переход людей из одной социальной группы в другую;

• социальная структура современного общества — это совокупность социальных общностей, члены которой осознают свою принадлежность к ней и сознательно отделяют «свою» группу от «другой»;

• дифференциация происходит по критериям власти, дохода, собственности, престижа. Она основана на социальном неравенстве;

• социальными называются те различия, которые порождены социальными фактами: разделением труда, укладом жизни, социальными ролями;

• социальное неравенство показывает, что одни социальные группы обладают большей властью, большим богатством, имеют преимущества и привилегии по сравнению с другими;

• социология не дает однозначного ответа, может ли существовать общество без социального неравенства;

• все социологические школы едины во мнении, что социальное неравенство – это неотъемлемая характеристика общества, которая в определенной степени упорядочивает социальные связи.

Учащиеся составляют следующую схему:

Социальные группы

1. По количеству ценностей, которые объединяют членов группы:

• односторонние;

• многосторонние.

2. По способу организации и регулирования отношений:

• формальные;

• неформальные.

3. По характеру взаимодействия:

• первичные;

• вторичные.

4. По численности:

• малые;

• большие.

2. Человек в малой группе

Малая группа – это психологически единое сообщество людей, которые целенаправленно связаны друг с другом и зависят друг от друга. Численность малой группы может варьироваться от 2 до 25 человек. Между ее членами обязательны личностные контакты.

В результате общения между членами малой группы складываются отношения, которые характеризуются:

• межличностным воздействием и взаимовлиянием общих чувств;

• внутригрупповой распределенностью функций и социальных ролей;

• общностью интересов, социальных норм, нравов, обычаев, норм поведения.

Любая личность, входящая в состав малой группы, может благоприятно влиять на взаимоотношения в ней, способствовать их гармонизации, а может, наоборот, вносить разлад, несогласованность, дисгармонизировать отношения. Приведите примеры из истории, юшссической литературы.

3. Исторические системы социальной стратификации

(Учитель отмечает, что социальная стратификация и социальное расслоение – равнозначные понятия. Затем организуется фронтальная работа с текстом учебника или рассказ учителя с элементами беседы. Итогом этой работы могут быть следующие записи.)

Страта – реальная общность, социальный слой, группа людей, объединенная каким-либо социальным признаком.

Социальная стратификация – наличие в обществе множества социальных образований, представители которых различаются между собой неравным объемом материального богатства, власти, прав и обязанностей, привилегий и престижа.

Исторические типы социальной стратификации:

1. Рабство (единственная в истории форма социальных отношений, когда один человек выступает собственностью другого и когда низший слой лишен всяких нрав и свобод). Примитивная форма рабства, или патриархальное рабство – раб был младшим членом семьи: жил в одном доме с хозяевами, вступал в брак со свободными, мог наследовать имущество хозяина. Однако его можно было безнаказанно убить, он не мог свидетельствовать в суде.

Классическое рабство — раб жил в отдельном помещении, не имел никаких прав, кроме обязанности работать на своего хозяина, он считался собственностью своего хозяина, «говорящим орудием».

2. Касты (социальная группа, членством в которой человек обязан исключительно своим рождением). Классический пример кастового общества — Индия, а кастовое положение человека закреплено индусской религией.

3. Сословия (социальная группа, обладающая закрепленными обычаем или юридическим законом и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Все это освящалось религиозной доктриной). Сословия основаны на отношении к земельной собственности. Характерная черта сословий – наличие социальных символов и знаков: титулов, чинов, званий, мундиров, орденов.

4. Классы (большие социальные группы, различающиеся по их месту в системе общественного производства, отношению к средствам производства, роли в общественной организации труда, способам и размерам получаемого богатства). Выделяются три класса и несколько слоев внутри них: высший класс (верхний, нижний), средний класс (высший, средний, низший), низший класс (верхний, низший). В классовом обществе никакие правовые акты не регламентируют место индивида в социальной структуре. Каждый человек может переходить при наличии способностей, образования или доходов из одного класса в другой.

Общество закрытое – социальные перемещения из одной страты в другую полностью запрещены или существенно ограничены.

Общество открытое – социальные перемещения из низших страт в высшие не ограничены.

(Учащиеся приводят примеры из истории Древнего мира, Средневековья, современной истории.)

4. Социальный статус

Учитель рассказывает о социальном статусе личности, учащиеся записывают основные тезисы.

Примерный текст записей в тетради:

1. Социальный статус личности – это положение человека в обществе, которое он занимает в соответствии со своим возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением.

2. Статусы, определяемые положением индивида в группе:

• социальный статус (положение человека в обществе, которое он занимает как представитель большой социальной группы во взаимоотношениях с другими группами);

• личный статус (положение индивида в малой группе, зависящее от оценки его личных качеств другими членами малой группы).

3. Статусы, определяемые временными рамками, влиянием на жизнь индивида в целом:

• основной статус (определяет главное в жизни человека);

• неосновной статус (влияет на детали поведения).

4. Статусы, приобретаемые или не приобретаемые в результате свободного выбора:

• предписанный статус (социальная позиция, заранее предписанная обществом индивиду независимо от его личностных качеств и заслуг);

• смешанный статус (совокупность черт предписываемого и достигаемого статусов);

• достигаемый craiyc (приобретается в результате свободного выбора, личных усилий и находится под контролем человека).

IV. Закрепление изученного материала

Выполнение практикума 1 и 2 (с. 49-50 (Кравченко)).

Домашнее задание

1. § 5, вопросы 3, 6 (с. 49 (Кравченко)).

2. § 20 (Боголюбов).

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь