УРОК 96. МЯГКИЙ ЗНАК НА КОНЦЕ И В СЕРЕДИНЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ

0
686

1. Инсценировка.

Выходят два ученика, Миша и Коля.

Миша . Коля, почему у тебя нет ошибок на правописание ь в числительных?

Коля (удивленно). А разве ты не знаешь простого правила о правописании ь в числительных? Есть правило: в числительных может быть только один ь: если он есть в середине, то его нет в конце. Посмотри: пятьдесят, шестьдесят, семьдесят – во всех этих числительных ь стоит в середине, следовательно в конце его не может быть.

Миша (восхищенно). Правильно! И наоборот, ь нет в середине числительных пятнадцать, шестнадцать, семнадцать, потому что он есть в конце.

Коля . Да! Но запомни: это правило относится только к числительным в именительном и винительном падежах. А в других падежах может быть и два ь. Например, пятьюдесятью, шестьюдесятью.

Миша . А я применяю это правило так: на конце слова мягкий согласный – пишем ь на конце (девятнадцать); на конце слова твердый согласный – пишем ь в середине (пятьдесят).

Коля . Ребята, а как вы для себя осмыслили это правило?

Проводят конкурс на самую удобную «запоминалку».

2. Орфоэпическая минутка.

– Прослушайте текст, в котором будут употреблены эти слова, запомните их произношение: желчный, столяр, завсегдатай, августовский, мусоропровод, туфля, намерение.

Желчный старик из 56-й квартиры, бывший столяр и завсегдатай шахматного клуба, ранним августовским утром с грохотом выбросил в мусоропровод старую туфлю с явным намерением разбудить весь дом.

Учащиеся произносят слова хором.

– Найдите в этом отрывке числительное. Простое оно или составное? Где нужно поставить мягкий знак? Запишите его.

3. Упражнение 352.

1 ряд выписывает слова с Ь на конце, 2 ряд – в середине, 3 ряд выписывает слова, в которых Ь не употребляется.

4. Упражнение 353 (комментированное письмо).

5. Упражнение 354 (самостоятельная работа).

6. Итог урока.

Учитель называет числительные. Задача учащихся – хлопнуть в ладоши, если в середине пишется Ь: пятьдесят, пятнадцать, восемнадцать, восемьдесят, тридцать, пять, семьдесят, семнадцать.

Домашнее задание: упражнение 355.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь