Урок 83
НЕОБЫЧНАЯ СУДЬБА Ф. И. ТЮТЧЕВА –
ЧЕЛОВЕКА И ПОЭТА
Цели: пробудить у учащихся интерес к судьбе Тютчева; раскрыть духовный мир поэта; выяснить, каково было отношение к поэту его современников.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя.
Жизнь и творчество Ф. И. Тютчева
Федор Иванович Тютчев (1803–1873) – поэт-мыслитель, чей голос не умолкал на протяжении многих десятилетий и без которого, по словам великого Л. Н. Толстого, «нельзя жить». Лучшие стихи Тютчева и сейчас волнуют читателей своей красотой, глубиной и силой мысли. Поэт не создает поэм, его стихи – короткие. Вся поэзия – чуть больше четырехсот лирических фрагментов. Фрагмент – ведущий жанр лирики Ф. И. Тютчева. И это не случайно. Лишь на мгновение открывается единство души человеческой и души природы. Это мгновение и отражается в лирических фрагментах поэта.
Н. А. Добролюбов: Тютчеву «доступны и знойная страстность, и суровая энергия, и глубокая дума, возбуждаемая не одними стихийными явлениями, но и вопросами нравственными, интересами общественной жизни».
Мы знаем слова поэта, обращенные к убитому Пушкину:
Тебя ж, как первую любовь,
России сердце не забудет…
Или еще одно тютчевское стихотворение:
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить;
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить.
Знамениты романсы на стихи Тютчева: «Я помню время золотое…» (1836), «Я встретил вас – и все былое…» (1870), посвященные Амалии Лерхенфельд, в которую поэт был влюблен.
Романсы можно прослушать в записи.
В чем же необычность судьбы Ф. И. Тютчева – человека и поэта?
II. Сообщения учащихся о детстве и юности поэта, о начале литературной деятельности, о длительной службе на чужбине.
Поэт родился в 1803 г. в культурной стародворянской семье среднего достатка, где сильны были патриархальные начала. Детство провел в усадьбе Овстуга Орловской губернии, Москве и подмосковном имении Троицком. Иван Николаевич Тютчев – отец поэта, был гостеприимным хозяином-помещиком. Екатерина Львовна – мать поэта – умная и впечатлительная, но несколько нервная, имела сильное влияние на сына.
Домашним образованием Тютчева руководил поэт-переводчик С. Е. Раич, приобщивший своего воспитанника к литературному творчеству. С 12 лет Тютчев занимался переводами.
С 1819 по 1821 гг. Тютчев учился в Московском университете на словесном отделении. В студенческие годы участвовал в литературной жизни университета, но политикой почти не интересовался. К революционным выступлениям молодежи относился отрицательно.
С 1821 г. Тютчев поступил на службу в Коллегию иностранных дел, далее переехал в Мюнхен, где началась его карьера дипломатического чиновника.
За границей поэт прожил 22 года. Его мучило одиночество, оторванность от друзей, от России.
Успех в творчестве обеспечили напечатанные в «Современнике» в 1836 г. стихи под заголовком «Стихи, присланные из Германии». 24 стихотворения поэта были прочитаны и одобрены П. А. Вяземским и В. А. Жуковским. Вопрос об отношении к стихам Пушкина остается спорным и по сей день, но Россия узнала о Тютчеве благодаря Пушкину и его журналу «Современник».
1850 год знаменателен в творческой биографии поэта. Н. А. Некрасов опубликовал в «Современнике» 92 стихотворения Тютчева. Читающая Россия по-настоящему узнала Тютчева! Его дарование с особой силой сказалось в лирике природы и в лирике любви.
III. Выразительное чтение стихотворений поэта (по выбору учащихся).
IV. Сообщение учителя (краткие сведения).
О женщинах Ф. И. Тютчева
1826 г. – женитьба на вдове русского дипломата Элеоноре Петерсон. В 1838 году умирает жена поэта, не пережив трагедии – пожара на судне «Николай I» (на этом судне она с детьми возвращалась из России). Поэт тяжело пережил горе, поседел за одну ночь.
Вскоре поэт женился вторично на красавице Эрнестине Дёрнберг, урожденной Пфеффель.
В 1850 г. начался роман Тютчева с Е. Денисьевой, 24-летней девушкой, родственницей инспектрисы Смольного института, в котором воспитывались дочери поэта. Денисьева самоотверженно и преданно любила Тютчева. Их 14-летняя связь обсуждалась и осуждалась высшим петербургским обществом. На трех детях лежало клеймо «незаконности». Денисьева умерла от чахотки в 1864 г. Пережитую трагедию поэт запечатлел в стихах. «Денисьевский цикл» – вершина любовной лирики в русской и мировой литературе. «Дни сочтены, утрат не перечесть», – написал Тютчев, видя, как быстро редеет круг дорогих и близких ему людей.
Домашнее задание (по группам).
1-я группа: Выучить наизусть стихотворения (по выбору) «Не то, что мните вы, природа!», «День и ночь», «Смотри, как на речном просторе…», «В небе тают облака…».
2-я группа: «О чем ты воешь, ветр ночной?..», «Листья», «Пожары», «От жизни той, что бушевала здесь…».
3-я группа: «О, как убийственно мы любим…», «Последняя любовь», «Люблю глаза твои, мой друг…», «Русской женщине».
Определить тему, основную мысль выученного стихотворения, в чем родство природы и человека, а в чем трагическая разница. Почему любовь в лирике Тютчева трагична?