Уроки 90–91 АЛЕКСАНДР ИСАЕВИЧ СОЛЖЕНИЦЫН. РАССКАЗ «МАТРЕНИН ДВОР». ТЕМА ПРАВЕДНИЧЕСТВА В РАССКАЗЕ*

0
20
физика

Уроки 90–91 Александр исаевич Солженицын. Рассказ «Матренин двор». Тема праведничества в рассказе*

Цели: познакомить учащихся с личностью А. И. Солженицына; помочь школьникам осмыслить острые и нелегкие вопросы нашего прошлого и настоящего; попытаться понять феномен «простого человека».

Ход урока

Не стоит село без праведника.

А. И. Солженицын

I. Работа по теме урока.

1. Выразительное чтение учащимися статьи учебного пособия с комментариями и дополнениями учителя (с. 206–208).

Писательская судьба Солженицына начала складываться с 1944 года, а всей стране он стал известен в 1962 году, когда вышел в свет рассказ «Один день Ивана Денисовича». Это произведение было высоко оценено редактором журнала «Новый мир» А. Т. Твардовским: «Ничего подобного давно не читал. Хороший, чистый, большой талант. Ни капли фальши». Другой писатель Григорий Бакланов говорил: «С выходом в свет повести А. Солженицына стало ясно, что писать так, как мы до сих пор писали, нельзя».

Рассказ «Матренин двор» был написан в 1959 году. Это произведение автобиографическое. Это рассказ Солженицына о той ситуации, в которой он оказался, вернувшись из лагеря. Бывший лагерник мог наняться только на тяжелые работы, но он хотел работать учителем. После реабилитации в 1957 году ему удалось некоторое время работать учителем физики во Владимирской области, в деревне Мильцево, где он снимал жилье у крестьянки Матрены Васильевны Захаровой. Этой женщине, праведнице, А. И. Солженицын и посвятил свой рассказ – «блистательный», «подлинно гениальное произведение», как его назвали специалисты в области литературы и искусства.

2. Работа со словарем.

Праведник – человек, который живет праведной жизнью. Человек, ни в чем не погрешающий против правил нравственности.

Праведный – 1) благочестивый, соответствующий религиозным правилам; 2) основанный на правде, справедливости.

3. Работа в группах. Анализ рассказа.

Класс делится на шесть групп, каждая группа получает вопрос-задание, на который необходимо дать полный ответ, привлекая текст рассказа.

I группа – объясните смысл первоначального названия рассказа. Почему оно было изменено редактором?

II группа – расскажите, привлекая текст рассказа, о бедственном положении деревни 1950-х годов.

III группа – составьте устный словесный портрет Матрены. Какие стороны народного характера воплощены в образе русской женщины – Матрены?

IV группа – расскажите о судьбе Матрены. Как относятся к ней односельчане? Понимают ли они Матрену? Почему?

V группа – расскажите о взаимоотношениях Матрены и Фаддея. Почему они такие разные?

(Ответ заключен в самом сопоставлении героев: как бы тяжела и неотвратима ни была судьба, она только ярче проявляет меру человеческого в каждом из людей.)

VI группа – каково авторское отношение к героине? Приведите примеры из текста.

(Матрена оказывается необыкновенным, душевным, чистым, открытым человеком. Тем острее чувство вины, которое испытывает рассказчик: «Нет Матрены. Убит родной человек. И в день последний я укорил ее за телогрейку». «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша».)

II. Итог урока.

Праведница Матрена – нравственный идеал писателя, на котором, по его мнению, должна основываться жизнь общества. По Солженицыну, «смысл земного существования – не в благоденствии, а в развитии души». С этой идеей связано понимание писателем роли литературы, ее связи с христианской традицией. Солженицын продолжает одну из главных традиций русской литературы, согласно которой писатель видит свое назначение в проповедовании истины, духовности, убежден в необходимости ставить «вечные» вопросы и искать на них ответ. Об этом он говорил в своей нобелевской лекции: «В русской литературе издавна вроднились нам представления, что писатель может многое в своем народе – и должен… Однажды взявшись за слово, уже потом никогда не уклониться: писатель – не посторонний судья своим соотечественникам и современникам, он – совиновник во всем зле, совершенном у него на родине или его народом».

Домашнее задание: письменно сформулируйте ответ на вопрос: «Какова позиция автора в рассказе “Матренин двор”»?

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь