Цели: познакомить учащихся с творчеством И. С. Никитина, раскрыть красоту русской природы в произведениях поэта.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Ученики показывают рисунки, выполненные ими, и читают выразительно по учебнику или рассказывают наизусть отрывки из стихотворения С. А. Есенина «Лебедушка», соответствующие изображенному на рисунках.
III. Работа над стихотворением И. С. Никитина.
1. Чтение стихотворения учителем.
2. Словарная работа с образными выражениями.
Шатер голубых небес – бескрайнее ясное небо.
Грань степей – горизонт.
Цепи гор-великанов – стена высоких гор.
По степям в моря реки катятся – реки впадают в моря.
Нивы зрелые, что камыш, тихо движутся – колосья пшеницы, ржи, ячменя от ветра склоняются.
Мурава лугов ковром стелется – густая трава.
Подымает грудь море синее – от непогоды волнуется.
Курганы – холмы.
3. Устное рисование картин природы.
4. Ответы на вопросы по содержанию (с. 132).
5. Работа над выразительностью чтения.
Отметить особенность стихотворения: его плавность, распевность чтения, сходство с былиной.
IV. Итог урока.
? Домашнее задание: подготовить выразительное чтение стихо-творения.