1. Работа с текстом.
– Прослушайте отрывок из комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль». (Можно подготовить инсценировку.)
Правдин (взяв книгу). Вижу. Это грамматика. Что ж вы в ней знаете?
Митрофан . Много. Существительна да прилагательна…
Правдин . Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?
Митрофан . Дверь, котора дверь?
Правдин . Котора дверь! Вот эта.
Митрофан . Эта? Прилагательна.
Правдин . Почему же?
Митрофан . Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит еще не навешена: так та покамест существительна.
Стародум . Так поэтому у тебя слово дурак прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку?
Митрофан . И ведомо.
Госпожа Простакова . Что, каково, мой батюшка?
Простаков . Каково, мой отец?
Правдин . Нельзя лучше. В грамматике он силен.
– На самом ли деле Правдин считает, что Митрофанушка хорошо изучил грамматику? Докажите.
– Почему Митрофанушка кажется нам смешным?
– Докажите, что вы не Митрофанушки и поднимите руки те, кто знает, что такое имя прилагательное.
– Назовите общие признаки имен существительных и имен прилагательных. В чем различие этих частей речи?
2. Игра «Я учитель» (по упражнению 269).
Один ученик выполняет роль учителя: находит словосочетания «прилагательное + существительное», выписывает их, определяет род, число, падеж прилагательных, объясняет орфограммы. В это время другой ученик выписывает слова с пропущенными буквами, не вошедшие в словосочетания «прилагательное + существительное». Объясняет написание пропущенных букв. После этого доска закрывается и класс записывает словосочетания и слова с пропущенными буквами под диктовку одного из учеников, затем соседи по парте меняются тетрадями и проверяют друг друга.
3. Лингвистическая задача.
– Одинаков ли состав и способ образования слов мелок и мелок? Сделайте вывод.
– Составьте предложения с этими словами:
стрелок и стрелок, хлопок и хлопок.
4. Игра «Не спутай кармашки».
Слова из упражнения 274 написаны на отдельных карточках. Учащиеся по одному берут карточку и кладут ее в соответствующий кармашек.
сущ. м. р. им. п. |
сущ. ж. р. им. п. |
сущ. ж. р. род. п. |
краткое прилаг. |
глагол |
В тетрадях аналогичным образом заполняется таблица, но мягкий знак не вписывается. (Учитель в целях экономии времени может заранее подготовить такие таблицы на листах.)
После того как карточки будут разложены по кармашкам, учащиеся определяют условия, необходимые для написания мягкого знака после шипящих на конце слов и отображают это в таблице (вписывают мягкий знак, где это необходимо).
5. Самостоятельная работа (упражнение 273).
6. Итог урока.
– Для чего нужно уметь определять часть речи?
– Приведите примеры, когда прилагательное выполняет роль сказуемого в предложении.
Домашнее задание: упражнение 272; найти предложение, где прилагательное выполняет роль сказуемого, обозначить графически.