Урок 68 СЕРГЕЙ АНТОНОВИЧ КЛЫЧКОВ. «ВЕСНА В ЛЕСУ»

0
730
история

Цели: продолжать знакомить учащихся с поэзией начала – середины XX века; работать над развитием у детей воображения, наблюдательности, мышления, красивой, грамотной речи.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Учащиеся рассказывают наизусть понравившийся им отрывок из стихотворения Б. Л. Пастернака «Золотая осень», объясняя свой выбор, затем несколько человек выразительно читают всё стихотворение.

– Какие эпитеты вы выписали из стихотворения? (сказочный чертог, след янтарный, вишнёвый клей, древний уголок, позолота небывалая.)

– Какие нашли сравнения? (Липы обруч золотой – как венец на новобрачной; В жёлтых клёнах флигеля словно в золочёных рамах.)

– Какие метафоры, олицетворения использовал автор? (лик берёзы под фатой, погребённая земля, бушует лист, деревья стоят попарно, перелистывает стужа.)

Физкультминутка

III. Изучение нового материала.

– Мы прочитали стихотворение Бориса Пастернака об осени, а сейчас послушайте стихотворение другого поэта, Сергея Клычкова, о другом времени года.

Учитель читает стихотворение С. А. Клычкова «Весна в лесу».

– Вот как рассказывает поэт о приходе весны в лес.

Словарную работу можно провести либо перед чтением стихотворения, либо после чтения, спросив детей о том, всё ли им было понятно в стихотворении, какие слова и выражения были непонятны. Проводить словарную работу во время чтения стихотворения не следует, чтобы не нарушить целостность восприятия произведения.

Рудый – рыжий.

Яр – 1 – крутой берег, обрыв; 2 – глубокий заросший овраг (обл.).

Истома – чувство приятной расслабленности.

Клохчут – (клохтать, то же, что и квохтать) о самках некоторых птиц: издавать короткие, прерывисто повторяющиеся звуки.

Сои – возможно, имеются в виду сойки – пёстрые лесные птицы.

Свирелка – (свирель) народный музыкальный инструмент в виде дудки из дерева, тростника.

– Каким настроением наполнено стихотворение?

– Какими перед вами предстали обитатели леса?

– Прочитайте о каждом из них.

IV. Итог урока.

– Что хотите сказать?

– Какие мысли, чувства пробудил в вас сегодняшний урок?

? Домашнее задание: подготовить выразительное чтение стихотворения С. А. Клычкова «Весна в лесу» (с. 116–117, часть 2-я); по желанию выучить стихотворение наизусть; сделать рисунки.