Урок 65 СТИХИ И ПЕСНИ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1941–1945 гг.
Цели урока: проверить знания учащимися текста рассказа Платонова «Возвращение», гуманистического смысла рассказа; учить выразительно читать стихотворения, высказывая свое мнение, определяя тему произведения; воспитывать глубокое уважение к ветеранам войны.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
1. Тест и контрольные вопросы по тексту.
а) Назовите героев рассказа Платонова «Возвращение», описания которых даны:
«…был малорослый и худощавый мальчуган, но зато головастый, лобастый, и лицо у него было спокойное, словно бы уже привычное к житейским заботам, а маленькие карие глаза его глядели на белый свет сумрачно и недовольно, как будто повсюду они видели один непорядок»;
«…кожа на лице его, обдутая ветрами и загоревшая на солнце, имела коричневый цвет; серые глаза… глядели… скромно, даже застенчиво, и говорил он хотя и прямо, но деликатно и любезно <…> глухой, хриплый голос пожилого человека, его темное грубое лицо и выражение силы и беззащитности на нем»;
«…у нее было живое сосредоточенное лицо ребенка, делающего все в жизни по правде и всерьез, и доброе сердце, потому что она не обижалась…»;
«…была миловидна, проста душою и добра своими большими рабочими руками и здоровым, молодым телом <…> любили ее, как старшую сестру… за ее большой рост и сердце, вмещающее, как у истинной сестры, всех братьев в одну любовь и никого в отдельности».
б) Какой прием использует автор рассказа «Возвращение», поэтизируя образ героини: «…волосы Маши пахнут, как осенние павшие листья в лесу, и он не мог их никогда забыть».
в) Почему фраза Петруши «А я хочу, чтоб вам больше досталось» заставила родителей содрогнуться?
г) «Иванов закрыл глаза, не желая видеть и чувствовать боли упавших обессилевших детей, и сам почувствовал, как жарко у него стало в груди, будто сердце, заключенное и томившееся в нем, билось долго и напрасно всю его жизнь и лишь теперь оно пробилось на свободу, заполнив все его существо теплом и содроганием. Он узнал вдруг все, что знал прежде, гораздо точней и действительней. Прежде он чувствовал другую жизнь через преграду самолюбия и собственного интереса, а теперь внезапно коснулся ее обнажившимся сердцем».
– Какую роль играет этот отрывок в понимании смысла названия рассказа Платонова «Возвращение»?
д) Алексей и Любовь Ивановна говорят о тяготах жизни на фронте и в тылу. Как вы считаете, существовало ли где-нибудь на территории нашей страны или на линии фронта спокойное место, где не было бы слез, горя, смертей?
III. Сообщение темы и целей урока.
1. Слово учителя, беседа по теме.
(Звучит запись песни «Священная война».)
Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой…
– Что происходит с вами, когда вы слышите эти страстные, на «смертный бой» зовущие строки?
Несомненно, не только слухом и рассудком, но и сердцем мы переносимся в страшные годы Великой Отечественной войны, вспоминая «Сороковые» Давида Самойлова.
(Чтение стихотворения.)
Действительно, у Самойлова – страница фронтовой лирики, воспоминание о лично пережитом, и кажется, поэт и сегодня слышит, как «гремят накатанные рельсы», и видит, как «погорельцы, погорельцы кочуют с запада к востоку» на фоне открывшейся ему картины: «… просторно. Холодно. Высоко…» – бесконечно холодные дали странствований военных лет.
(Звучит песня «Дороги» на ст. Л. Ошанина.)
– Какие образы, присущие народной поэзии, вы встретили в произведении Л. Ошанина «Дороги»?
А вот еще одна страница «сороковых, роковых»: «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…»
(Чтение стихотворения К. Симонова подготовленным учеником; демонстрация документальных кадров «дорог войны».)
Заметьте: если соотнести стихотворение Симонова с песней «Священная война», мы вновь увидим, что и у фронтового поэта не только его «я», не только судьба его, так жестоко опаленная войной, его фронтовые дороги, но и судьбы России: измученные невзгодами войны «усталые женщины» с их «вдовьими слезами и с песнею женской…»
– Какие строки стихотворения показались вам самыми выразительными, поэтически особенно сильными?
На мой взгляд, особенно впечатляющи «голоса» родной земли:
– Мы вас подождем! – говорили нам пажити.
– Мы вас подождем! – говорили леса.
– Откуда ворвались эти голоса? Нет ли у этих строк особенной, поэтической «родословной»?
Несомненна связь этого стихотворения с древнерусским памятником – «Словом о полку Игореве»!
Строки фронтового поэта возвращают нашу память в прошлое:
… На русской земле умирают товарищи,
По-русски рубаху рванув на груди!
Настоящее и прошлое сливается, «как встарь повелось на великой Руси» и как «повелось» на ней по сию пору: внуки и правнуки в одном строю, одной клятвой повязаны в строках поэта «сороковых, роковых»…
(Звучит песня «Катюша» на стихи М. Исаковского.)
– А эта песня на стихи М. Исаковского стала любимой многими во время войны и оставалась таковой и после ее окончания. Как вы думаете, почему?
– Ассоциативная связь с каким произведением древнерусской литературы прослеживается и в этом произведении?
(На экране высвечивается строфа из песни.)
Пусть он вспомнит девушку простую,
Пусть услышит, как она поет,
Пусть он землю бережет родную,
А любовь Катюша сбережет.
– Обратите внимание на выделенные слова. Как называется этот прием?
Пусть он помнит! Пусть слышит! пусть он бережет землю, а она, Катюша, Маша, Любовь Васильевна (из платоновского «Возвращения»), будет беречь любовь и ждать, подобно Ярославне, ждать,
… когда снега метут,
Ждать,
когда жара,
Ждать,
когда других не ждут,
позабыв вчера.
Ждать,
когда из дальних мест
писем не придет,
Ждать,
когда уж надоест всем,
кто вместе ждет.
Именно они, русские женщины, ожиданием своим могли спасти, помогали выжить в те страшные годы.
(Показ фрагмента фильма с исполнением песни на ст. Б. Окуджавы «Белорусский вокзал».)
– Каким пафосом проникнуто произведение Б. Окуджавы?
– Как вы поняли строки рефрена в песне: «Нас ждет огонь смертельный, / И все ж бессилен он…»?
– А на каком художественном приеме «построена» «Песенка о пехоте» Б. Окуджавы? К кому обращается автор? В чем смысл этого обращения?
(Звучит запись песни в исполнении автора.)
– А каким чувством проникнуто произведение М. Исаковского «Враги сожгли родную хату»? какими средствами художественной выразительности пользуется поэт, чтобы передать трагедию солдата?
(Звучит песня «Враги сожгли родную хату».)
– Центральным образом стихотворения А. Фатьянова, вынесенным в заглавие, являются соловьи. Какую смысловую нагрузку несет в себе этот образ? Каким символическим значением он наполняется?
(Подготовленный ученик читает стихотворение «Соловьи», звучит песня.)
IV. Подведение итогов урока.
1. Стихотворения и песни о войне – это тревоги, горечь, сожаление, страдание; они рассказывают о войне, о подвигах солдат, о потерях, об ожиданиях встреч, о тяжести разлук и утрат.
– Что сближает фронтовые песни с песнями народными?
– Так ли уж необходимы нам страницы и строки о Великой Отечественной войне?
Она отдалилась от нас более чем на полвека, а о ней появляются все новые произведения. «Завершится» ли она, эта тема? Или Великой Отечественной суждена бесконечная жизнь?
Я знаю: никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны.
В том, что они – кто старше, кто моложе –
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но сумел сберечь,
Речь не о том, но все же, все же, все же…
– Как отнестись к этому признанию А. Т. Твардовского, создавшего в годы войны одно из самых любимых солдатами произведений из неразлучной «Книги про бойца» – поэмы «Василий Теркин» и единственного в своем роде стихотворения «Я убит подо Ржевом»?
(Если позволяет время, можно прочитать отрывок из этого стихотворения.)
При входе на Пискаревское кладбище в Санкт-Петербурге читаем: «Никто не забыт, и ничто не забыто» – последние слова реквиема павшим, созданного Ольгой Берггольц (запомните имя поэта, неотделимое от героической эпохи осажденного Ленинграда!).
(Показ слайдов «Пискаревское кладбище.)
«Эта память – наша совесть», – сказал поэт Юрий Воронов, который на всю жизнь запомнил ленинградскую блокаду, пережитую в детстве, и только ей отдал свой поэтический дар, создав одну-единственную книгу «Блокада», которую мы читали в 6 классе.
Так нужна ли нам память о войне? «Нужна ли», ответил бы своим «Реквиемом» поэт Р. Рождественский:
… Это надо не мертвым!
Это надо живым!
По образному выражению Блока:
Мы, дети страшных лет России,
Забыть не в силах ничего!
(Звучит песня «Этот день Победы».)
2. В оставшееся время ребята читают «Интервью с ветеранами» (индивидуальное домашнее задание).