Цели: развивать умение грамотно давать характеристику литературным героям; воспитывать нравственные качества, такие как честь, совесть, достоинство, верность долгу.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя о жизни и творчестве писателя.
Проспер Мериме – представитель французской литературы XIX в.
Родился он в Париже в 1803 г. Родители его были художниками. Мальчик рос в семье, где преклонялись перед искусством. Став юношей, он поступил в Парижский университет на юридический факультет. Однако юридические науки не заинтересовали студента, и его настоящим призванием стали литература, история языков, археология. Позже П. Мериме был избран членом французской академии.
Творческий путь писателя начался в 1825 г. с издания сборника пьес под названием «Театр Клары Гасуль». В период до 1829 г. было написано большое количество баллад, поэм, роман «Хроника царствования Карла IX». Дальнейшее творчество Мериме связано с жанром малой повествовательной формы – новеллой. Шедевром новеллистического искусства стала его новелла «Маттео Фальконе», где трагическая история героя – маленького Фортунато – потрясает читателя.
В этом произведении писателя интересуют преимущественно проблемы нравственные и эстетические, он глубже проникает во внутренний мир своих героев, исследует связь их поступков с действительностью, с обстоятельствами жизни.
Творчество П. Мериме – историка, создателя ярких, незабываемых характеров – интересно для читателя. Это писатель, который развивает взыскательный литературный вкус, помогает читателям оценить достоинства прозы.
В 1870 г. П. Мериме ушел из жизни.
II. Работа над понятием «новелла».
Определение понятия можно записать в тетрадь.
Новелла – эпический жанр, в основе которого лежит художественное описание одного завершенного события и его авторская оценка.
III. Словарная работа.
Слова вынесены на доску.
Порто Веккьо – городок на острове Корсика.
Маки – густая поросль молодых побегов, часто непроходимых даже для животных.
Муфлон – дикий баран.
Корсика – остров в Средиземном море.
Пастух-кочевник – пастух, пасущий и перегоняющий стадо на новые пастбища много дней подряд.
Корт – небольшое селение.
Прогалина – место свободное от зарослей.
Caporale – на Корсике по традиции капралами называли одно из сословий.
Бандит – (здесь) скрывающийся от погони.
Вольтижеры – отряды стрелков-помощников полиции.
Carchera – сумка для патронов.
«Отче наш», «Верую», «Богородица», литания – молитвы.
Панихида – поминальная молитва.
IV. Анализирующие вопросы и задания.
1. Расскажите о семье Фальконе. Кто является надеждой и продолжателем рода Фальконе?
2. Вспомните, что произошло в доме в момент, когда «…Маттео с женой отправились в маки поглядеть свои стада…»
3. Чтение диалога Фортунато и Санпьеро от слов «Он подошел к Фортунато и спросил…» до слов «– Не бойся ничего».
Каким вы увидели Фортунато? Расскажите, как дальше развивались события.
4. «Мой отец – Маттео Фальконе!» – что этим хочет подчеркнуть Фортунато? Почему эту фразу он повторяет два раза?
5. Что заставляет мальчика все же потянуться к часам?
6. Страшен ли для Фортунато момент «сдачи» Санпьеро, момент предательства?
7. Что заставляет отца так жестко поступить с сыном? Прав ли он?
V. Составление характеристик героев.
Примерный план характеристики литературного героя записан на доске.
1. Место, занимаемое героем в произведении.
2. Общественное и семейное положение героя; обстановка, в которой живет герой.
3. Манера держаться, внешность, особенности костюма.
4. Речь героя.
5. Поступки, особенности поведения, деятельности, влияние на окружающих.
6. Понимание героем целей жизни, его основные интересы.
7. Чувства героя, его отношение к другим действующим лицам.
8. Отношение других действующих лиц к герою.
9. Отношение автора к герою и значение героя в раскрытии идеи произведения.
VI. Заключительная беседа по произведению.
Учащиеся высказывают свое мнение о прочитанном произведении.
– Какие выводы вы, читатели, сделали для себя, познакомившись с новеллой «Маттео Фальконе»?
Домашнее задание: на усмотрение учителя.