Урок 57. Практическая работа «Выделение деепричастных оборотов на письме»
Цели: закрепить умение находить деепричастный оборот в пред ложении; показать роль деепричастных конструкций; совершенст вовать орфографическую и пунктуационную зоркость; активизи ровать самостоятельную работу учеников.
Методические приемы: беседа по вопросам, лингвистический разбор, работа со схемами предложений, конструирование пред ложений.
Ход урока
I . Проверка домашнего задания
1 . Вопросы.
Что такое деепричастный оборот?
Что общего у деепричастного оборота с причастным?
Каким членом предложения является деепричастный обо рот?
2. Упражнение 165: взаимопроверка; в это время на доске вы полняются схемы предложений.
II . Практическое задание
В предложениях, записанных на доске, вставить пропущенные буквы и знаки препинания. (Выполняется на доске и в тетрадях.)
(Не, ни) останавливаясь он (з, с)делал мне знак и(д, т}ти следом. (В. Пелевин.)
Любой лаб…ринт можно пройти всё время пов…рач…вая (на)прав… (В. Пелевин.)
( |
Комментарий. В первом предложении – опережающая орфо грамма: не с деепричастиями. Предложим ученикам порассуждать, слитно или раздельно пишется деепричастие с не.
Во втором предложении важно правильно (по смыслу) определить границы деепричастного оборота: он начинается с зависимого от деепричастия слова.
Не останавливаясь, он сделал мне знак идти следом.
Любой лабиринт можно пройти, всё время поворачивая на- щправо.
2. Выполнение упражнений.
Упражнение 167: устно.
Упражнение 166: комментированное письмо. Необходимо со-• поставить предложения с однокоренными словами – с причастием Ви деепричастием: как меняется смысл предложений? Определим вид причастий и деепричастий.
3. Конструирование предложений.
Упражнение 168: обсуждаем варианты предложений, скон струированных по данным схемам, лучшие записываем на доске и в тетради.
4. Роль деепричастных конструкций в предложении.
Упражнение 169: обсуждение вопросов, письменное выполн ение по вариантам (1-й вариант – предложения под цифрами Ни 2, 2-й вариант – под цифрами 3 и 4) с последующей взаимо- проверкой.
Домашнее задание
§27.
Выписать из художественных произведений пять предложе ний с деепричастными конструкциями, сделать синтаксиче ский разбор.