Урок 57. чтение слов с буквой Я
(закрепление)
Цели: закрепить знания учащихся о гласной букве я; развивать речь, память, логическое мышление.
Оборудование: учебник, магнитная доска, буквы и слоги.
Ход урока
I. Мобилизующая часть урока.
II. Закрепление опорных знаний.
Игра «Слоговое лото».
а) Составление слов из слоговых карточек: яб, бя, ля, мя, зна, та, ко, ло, ре, зем. (Яблоко, ребята, земля, знамя).
б) Составление имен со слогами: я, ся, ля, то, ра, ва, ря, ва, ва, на, ня, ва, ля, я, ка, тя, ня, та. (Яна, Вася, Валя, Ваня, Варя, Толя, Рая, Катя, Таня).
Игра «Прочитайте слово» (акростих).
Текст заранее записан на доске. Первые буквы каждой строки написаны цветным мелом. Учитель читает текст.
Я ельником шла,
Гостинец нашла –
Отличный, отличный, отличный!
До самых краев
Корзина полна,
И свеж аромат земляничный.
(Ответ: ягодки.)
Дети находят слово, прочитав выделенные буквы.
Назовите ягоды, которые вы знаете. (Брусника, малина, черника, крыжовник, земляника.)
Чтение рассказа «Земляника», с. 118.
Вопросы:
– Что спросила Рая?
– Что ответила Катя?
– С чем не согласилась Валя?
– Кто их рассудил?
Сравнение рисунков: на каком из них клубника? А земляника?
Физкультминутка
Чтение слов в столбиках, с. 119.
– С какой буквы начинаются все слова?
– Сколько звуков обозначает буква я?
1. Соотношение картинок со словами, с. 119.
Учащиеся стрелками соединяют названия фруктов и ягод с картинками.
Чтение текста «Сад», с. 119.
Вопросы:
– Что делали дети в саду?
– Зачем им лопаты?
– Что посадили дети в саду?
– Что вырастет в саду?
2. Определить, в каких словах буква я передает один звук, а в каких – два, с. 121.
Физкультминутка
Руку протяните,
Яблоко сорвите.
Стал ветер веточку качать.
(Дети имитируют движения.)
И трудно яблоко достать.
Подпрыгну, руку протяну
И быстро яблоко сорву!
3. Определение многозначности слова язык, с. 120.
Чтение текста «Языки».
Учитель выясняет, как поняли ученики различные значения слова язык.
Иностранный язык – на нем говорят люди других стран;
Язык пламени – пламя – похоже, как будто лижет языком дрова.
Язык колокола – молоточек, который ударяется о края колокола.
4. Повторяются все изученные буквы, с. 121.
Дети отвечают на вопросы:
– Сколько букв вы уже знаете?
– Сколько гласных? Перечислите их.
– Сколько согласных? Назовите их.
– Какие согласные глухие? Какие звонкие.
– Какие гласные буквы могут обозначать два звука? В каких случаях?
III. Итог урока.
– Что повторили и закрепили на уроке?